Звезда "Даугавы" Милевский: нынешнее руководство ЛФФ занимается популизмом

"Даугаву" любили без всяких маркетингов, интернета, рекламы: когда говорят, что тогда было плохо или хуже, я не могу с этим согласиться
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 4 сен — Sputnik. Евгений Милевский в 80-х был грозой нападения легендарной рижской "Даугавы", игра которой доставляла удовольствие любителям футбола не только в Латвии и у команды были болельщики по всему бывшему Союзу.

Так почему "Даугаве" все же не удалось выйти в высшую лигу чемпионата СССР, а у самого Милевского - заиграть в московском "Спартаке"?  Как он оказался в Австрии, собираясь уезжать в США, и какие у него отношения с нынешний руководством Латвийской федерации футбола (ЛФФ)? Обо всем этом Евгений Милевский лично рассказал в интервью Sputnik Латвия.

Звезда "Даугавы" Милевский: нынешнее руководство ЛФФ занимается популизмом

Команда мечты

Рижская "Даугава" была олицетворением всего латвийского футбола 80-х. Яркая, интересная команда. Вот только главную задачу – выход в высшую лигу, выполнить так и не сумела. На эту тему много уже было сказано, и все-таки, что думает один из лидеров "Даугавы" по прошествии стольких лет?

Главе латвийского футбола опять выразили недоверие

- Стечение обстоятельств, я считаю. В 1985 году, когда мы были на подъеме, придумали этот переходной турнир. А в 86-м так уж сложилось, что помешал лимит ничьих. Я не вижу здесь никаких злых умыслов со стороны, как предательство или продажа-покупка матчей, просто так все сложилось.

Даже если бы мы все-таки пробились в высший эшелон, мы явно не играли бы там ведущие роли. Думаю, если бы вышли в 85-м году, то года 3-4 продержались. А если бы в 86-м, то на следующий сезон и вылетели, максимум - через год. И там, наверху, в руководстве футбола говорили бы: "Ну видите, у вас же команда никакая, а вы все подводные течения ищите...". Вот "Жальгирис" - да, хорошо в высшей лиге смотрелся, но он объективно и был сильнее нас.

Вспоминаю нашу команду, понимаю: у каждого были какие-то свои любители и ценители по всему Советскому Союзу. Были они у Шитика, Канищева, Старкова, Милевского, Алексеенко. Да и саму "Даугаву" любили и ценили. Без всяких маркетингов, интернета и рекламы - современных возможностей продвижения бренда. Остались очень приятные и хорошие воспоминания. И когда говорят, что тогда было плохо или хуже, я не могу с этим согласиться.

Муля, не нервируй меня!

Именно благодаря этой фразе из популярного советского кинофильма "Подкидыш" Милевский и получил свое прозвище у болельщиков "Даугавы". Наверное, когда промахивался. Так и прилипло - Муля. Но чаще Милевский все-таки огорчал вратарей соперника, забивая в своем, можно сказать, настырном стиле, обладая при этом великолепным голевым чутьем.

Поэтому неудивительно, что на молодого форварда "Даугавы" стали обращать внимание ведущие клубы высшей лиги и в 23 года Евгений оказался в московском "Спартаке". Увы, сделать карьеру в одном из самым популярных клубов СССР у него не получилось. Отыграв всего шесть матчей, Милевский покинул "красно-белых" и к радости болельщиков "Даугавы" возвратился в Ригу.

- В тот момент у меня были проблемы со спиной, а конкуренция в "Спартаке" - очень большая, и я пошел по самому простому пути – вернулся. Хотя мог остаться в Москве, меня приглашали в другие московские команды. Жалел ли потом? Трудно сказать. Сейчас, наверное, пожалел, а в тот момент - нет.

Эмиграция

В 1989 году, когда Советский Союз одной ногой находился на грани распада, а от былого великолепия "Даугавы" не осталось и следа, Милевский решил сделать крутой поворот в жизни и подал документы на выезд из СССР.

Крейпанс о глобальной роли, которую тренер Скределис сыграл в футболе Латвии

- Да, собирался уехать в США, где меня ждала команда по мини-футболу в Сан-Диего. Не знаю на каком бы уровне я там играл, но отправляясь в чужую страну важно иметь хоть какое-то занятие, работу. Ну а поскольку футбол на тот момент в Америке был не сильно развит, следовало довольствоваться тем, что есть. Но жизнь дальше вообще сложилась по-другому.

В Вене, которая служила в те годы перевалочным пунктом для советских эмигрантов, на Милевского неожиданно для него самого вышли представители венского "Рапида".

- Конечно, удивился. Не представлял, что там так интересуются футболом в восточном направлении. Еще оказалось, что и посол Австрии в СССР являлся большим футбольным болельщиком, знал мою фамилию (смеется). Все дело в этом.

А еще моя жена, сама она из Москвы, до отъезда работала в британской компании British Petrolеum, директором которой был австриец. В общем, когда мы уже оказались в Вене, этот человек, знавший руководителей "Рапида", предложил им меня посмотреть. Позже появилась и "Аустрия", а мы с женой в итоге осели здесь, в Австрии. Чему до сих пор очень рады.

Ударный дебют и благословение

Дальше все развивалось стремительно. Уже в августе 89-го Милевский стал игроком "Аустрии" и готовился к своему дебюту в чемпионате новой для себя страны. Более того, в первом же матче оформил дубль!

- Это был домашний поединок с "Адмирой", мы выиграли 6:0, а я забил два гола. Моим партнером в атаке тогда был Ральф Хазенхюттль, сейчас он тренирует "Саутгемптон". Еще помню, что никак не мог начать заиграть в Австрии, потому как никому не ясен был мой статус. Паспорта у меня советского уже не было, а нового гражданства страны, где я начал выступать, – еще не было.

В общем, не понимали, как меня заявить. Отправлялись многочисленные запросы в УЕФА, Федерацию футбола СССР, Латвийской ССР и никто не знал, что надо писать и что от них хотят. В итоге "Аустрия" получили от УЕФА разрешение, и я вышел на поле.

Сборная Латвии по футболу в Варшаве держалась 75 минут

Вышел в той игре сразу в основе. Чувствовалось доверие, были определенные надежды с обеих сторон. Тогда в тренерский штаб входил Херберт Прохазка, только-только завершивший играть. Он передал мне майку со своим восьмым номером, а я очень не хотел ее брать, потому что знал, что начнутся сразу все эти сравнения. Прохазка же легенда "Аустрии"!

Команда тогда подобралась очень хорошая. При этом еще существовал лимит на легионеров, даже европейцев. Ведь единой Европы к тому времени еще не было, поэтому в чемпионате Австрии за клуб могли играть только два иностранца. А у нас в команде были и немец, и уругваец с аргентинцем, еще поляк, наконец, я, который на первых порах тоже считался легионером.

Заявка в сборную Австрии

Так могло случиться, что Милевский мог даже попасть на чемпионат мира 1990 года. Уже став австрийским подданным, его имя оказалось в расширенном списке сборной на итальянский мундиаль.

- Да, было такое. Но трудно сказать, попал бы я в итоге в Италию со сборной или нет, конкуренты-то были у меня хорошие. А вообще все перечеркнула еще раньше полученная на сборах зимой 90-го травма голеностопа. Предыстория ее берет отсчет еще в 89-м, когда дебютировал в "Аустрии".

После первой игры с "Адмирой" последовала вторая с "Тиролем", вот там-то я и травмировал этот голеностоп. А через две недели предстоял матч в Кубке УЕФА с "Аяксом". И надо было играть. Мне все завязали, конечно, залатали, "Аякс" мы тогда прошли по сумме (1:0 в Вене и 1:1 в Амстердаме), но в итоге эта нога потом и дала о себе знать. Надо было вылечить ее тогда, но кто же откажется от игры такой...

За Австрию Милевский так и не сыграл, но через некоторое время получил предложение сыграть за сборную Латвии. Получилось в итоге три матча в отборочном цикле чемпионата Европы-1996 и даже один гол, забитый ни кому-нибудь, а португальцам в составе с начинавшим только-только расцветать Луишем Фигу.

"Опыт преодоления себя нужен любому": президент рижского "Динамо" о футболе и не только

- Мне к тому времени было 33 года уже. В Австрии не возражали, в Латвии хотели, УЕФА дал добро, вот так все и сложилось

Так вспоминает тот эпизод завершения своей игровой карьеры Милевский. За те годы он наколотил только более сотни голов в чемпионатах СССР, не считая австрийского этапа карьеры. Какой же из них самый памятный?

- Наверное, один из самых запомнившихся – это гол, забитый в Фергане, когда мы выиграли 1:0 и вышли из второй лиги в первую. С "Жальгирисом" хороший гол получился на Кубок СССР, мы выиграли 2:1. В Москве играли с московским "Динамо" тоже на Кубок, проиграли 1:3, но я забил, показывали по телевизору и смотрела вся моя семья и родственники, чем были очень горды и рады.

Популизм нового руководства ЛФФ

Сборная Латвии 6 сентября встретится в рамках квалификации ЕВРО-2020 с командой Австрии. Как не спросить про ожидаемый матч у человека, которому близки обе страны и их сборные.

- Я на игру не поеду. Австрийские журналисты приглашали меня в Зальцбург, где хотели обсудить шансы перед матчем, посмотреть игру, поговорить после матча, но, думаю, что скорее меня там не будет. Посмотрю по телевизору.

Как-то не сложились у меня отношения с новым руководством федерации Латвии. Нет никакого контакта. Думаю, желание все-таки должно исходить с их стороны. Бывшее руководство федерации находило время, приглашало на игры, спрашивало совета, да и тренировали ее знакомые мне люди. Нынешнее - думает совсем по-другому и занимается популизмом, насколько я понимаю, следя за обстановкой.

Туризм, инвестиции и общение: как футбол может решить проблемы Латвии

Тренеры у сборной теперь одни иностранцы, так что никакого контакта у меня с федерацией нет. Для меня это все как-то странно, но жизнь такая, какая есть.

А по предстоящему матчу скажу так. Даже учитывая тот факт, что через три дня австрийцы после Латвии будут играть в Варшаве с поляками, и эта встреча будет для них очень важна, я более чем уверен, что Австрия выиграет у Латвии.

Жизнь после футбола

Завершив карьеру Милевский постепенно приобщился к бизнесу, но связь с футболом не потерял. Поначалу его пригласили в компанию, работающую с недвижимостью, которая на тот момент активно исследовала восточный рынок.

- Так совпало, что в тот момент было много интересных проектов в России, на Украине. Высшее образование у меня имелось, эрудиции хватало, да и мне самому это все оказалось интересно. В итоге я проработал 15 лет и только год назад ушел оттуда. Сейчас, в принципе, занимаюсь тем же самым - консультирую, сопровождаю компании и частные лица, которые хотят инвестировать в Австрию. Но уже как индивидуальный предприниматель.

Компания, в которой я тогда работал, была еще и спонсором "Аустрии", и на протяжении четырех лет я представлял ее интересы, входя в наблюдательный совет клуба.

Может, с нового года снова окажусь там. Это действительно увлекательная работа: мы отвечали за бюджет, за трансферы, которые начинались с определенной суммы, за назначения тренера, спортивного директора и многие другие вещи. В то время с нами работали очень интересные люди. Например, Кристиан Керн, ставший позже федеральным канцлером Австрии, а президентом клуба болельщиков является сам мэр Вены.

Чихуахуа, а не волки: новый тренер оценил сборную Латвии по футболу

Вообще, "Аустрия" одна из самых любимых команд страны и одновременно - одна из самых противоречивых. Считается, если так можно сказать, командой интеллигентов. Вот "Рапид" - это рабочая команда, как "Спартак", а "Аустрия" - уже как бы снобы, что ли.

Из всей беседы стало понятно, что если у Милевского и были когда-то обиды на кого-то в момент эмиграции, то сейчас этого нет и в помине. Он состоялся даже уехав, что не каждому удается, согласитесь.

А заключил беседу Евгений следующими словами: "Я доволен своей судьбой. Попал в прекрасный город, прекрасную страну. Все-таки выиграл с командой чемпионство, Кубок Австрии и Суперкубок. Набором таких трофеев не каждый может похвастать. И этого никто и никогда уже не отнимет!"