РИГА, 3 сен — Sputnik. Недавно вспоминали о важном событии в новейшей истории Латвии — выводе российских войск 25 лет назад. Но в конце августа этого года исполнилось четверть века и другому историческому событию — вступлению в силу дискриминационного закона о гражданстве, пишет bb.lv.
Драконовский проект
Закон оставил без гражданства и даже изначально без латвийских удостоверений личности более 700 тысяч жителей Латвии.
Подобный документ депутаты 5-го Сейма рискнули принять уже после того, как российские войска практически оставили Латвию и "угрозы вмешательства" Москвы в процесс принятия закона не было.
Сегодня мало кто помнит, но изначальный проект закона "О гражданстве" был еще более иезуитским. Мало того что вводились возрастные квоты, так еще и радикальная часть депутатского корпуса (представители ДННЛ и ТБ) сперва добились внесения в законопроект так называемых численных квот — когда в год полагалось принять заявления на натурализацию только от определенного числа жителей (в процентах).
Лишь после вмешательства президента Гунтиса Улманиса и, главное, комиссара ОБСЕ по правам нацменьшинств Ван дер Стула процентные квоты убрали из документа. Совет Европы даже предъявил своего рода ультиматум Латвии: если процентные квоты сохранятся, то стране не стать членом "клуба".
Больное место
Окончательная редакция закона все равно вызвала массу претензий как со стороны России, так и со стороны международных организаций.
Кстати, именно после принятия закона "О гражданстве", оставившего в неясном статусе более 700 тысяч человек, наступил кризис в отношениях Риги и Москвы. Тема неграждан вот уже 25 лет остается одной из самых болезненных в латвийско-российских отношениях.
Отметим, что закон "О гражданстве" образца 1994 года позволял ежегодно подавать просьбу на натурализацию (с обязательной сдачей экзаменов и оплатой пошлины) лишь представителям определенных возрастов: с 1996 года — лицам с 16 до 20 лет, с 1997 года — тем, кто не старше 25 лет, с 1998 года — лицам до 30 лет, с 1999-го — тем, кто не старше 40 лет.
Эти возрастные ограничения были сняты законом в 1998 году и подтверждены референдумом 1999 года.
Спустя 23 года после начала процесса натурализации в Латвии еще остается 252 тысячи неграждан.