РИГА, 13 авг — Sputnik. Транзитная отрасль Латвии подводит промежуточные итоги — уже известны результаты по грузообороту за первое полугодие. Радоваться нечему. Но паниковать тоже не стоит, считают участники отрасли. Газета "Бизнес Сегодня" попыталась выяснить, с какими цифрами важнейшая сфера экономики подойдет к концу года.
Минус. Пока небольшой
Грузооборот портов Латвии по итогам января — июня 2019 года составил 32,37 миллиона тонн, что остается на уровне аналогичного периода прошлого года (-0,2%). По данным Центрального статистического управления (ЦСУ), обслуживание навалочных грузов в наших гаванях выросло на 5%, до 18,49 миллиона тонн. В том числе перевалка угля достигла 9,8 миллиона тонн (+3,8%), зерна — 2,33 миллиона тонн (-11,7%), удобрений — 1,16 миллиона тонн (-15,9%).
Обслуживание наливных грузов сократилось на 11,2%, до 7,2 миллиона тонн. Нефтепродуктов перевалено 6,76 миллиона тонн (-11,6%).
Генеральных грузов портами Латвии обслужено 6,68 миллиона тонн, что остается практически на уровне января — июня прошлого года (-0,5%).
Перевалка грузов в контейнерах выросла на 1,1%, до 2,45 миллиона тонн. В TEU контейнерооборот достиг 240,1 тысячи единиц (+4,6%).
Рига в негативе
Грузооборот Рижского свободного порта за январь — июнь 2019 года снизился на 8,3% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года — до 16,15 миллиона тонн. В администрации гавани сообщают, что в том числе сократился объем перевалки угля на 25,5% — до 5,18 миллиона тонн, нефтепродуктов — на 10,9%, до 1,88 миллиона тонн.
Уменьшилось и число перевезенных пассажиров — на 1,6%, до 389 тысяч человек. Коснулось это и гостей, прибывших в столицу на круизных лайнерах, — почти 28 тысяч человек (-0,4%).
Тем не менее были позиции, продемонстрировавшие рост. Например, перевалка древесных гранул увеличилась на 15% — до 523,1 тысячи тонн, обработка руды выросла на 19,3% — до 242,1 тысячи тонн. Увеличился и контейнерооборот Рижского порта — на 5,6%, до 238,23 тысячи TEU.
Грузооборот порта Рига за весь 2018 год составил 36 млн 431,9 тысячи тонн.
Из Лиепаи уходит зерно
Лиепайская гавань также не порадовала. Грузооборот порта за январь — июнь 2019 года сократился на 5,5% — до 3,65 миллиона тонн. Администрация порта указывает, что больше всего "просела" перевалка зерновых — на 23,9% (до 1,306 миллиона тонн). Именно спад перевалки зерна "загнал" порт в отрицательную статистику. Остальные позиции оставались либо в плюсе, либо не сильно изменились, по сравнению с январем — июнем прошлого года.
Например, перевалка угля выросла на 16,8% — до 772 тысяч тонн, стройматериалов — на 12%, до 450,5 тысячи тонн, нефтепродуктов — на 5%, до 192,7 тысячи тонн. Обслуживание Ro-Ro грузов выросло на 10% — до почти 22 тысяч единиц.
Количество заходов судов увеличилось на 12% — до 856 раз.
Вентспилс оттолкнулся от дна
Добиться замедления спада объема грузооборота латвийских портов позволили результаты Вентспилса. Они без ложной скромности впечатляют. На фоне неблагоприятной политической обстановки и учитывая "нефтяную" специализацию Вентспилса, гавань умудряется демонстрировать значительный прирост грузооборота — на 15,4%, до 11,54 миллиона тонн.
Опубликованные администрацией данные свидетельствуют, что самый значительный прирост наблюдается в перевалке сыпучих грузов — почти 5 миллионов тонн за отчетный период. Это на 87% больше, чем за шесть месяцев прошлого года.
Тем временем в порту продолжает сокращаться объем обслуженных наливных грузов. Впрочем, как во всех гаванях стран Балтии. За январь — июнь здесь было перевалено 4,5 миллиона тонн наливных грузов (-7,5%) и 1,1 миллиона тонн генеральных грузов (-6,6%). По грузообороту Вентспилсский порт является вторым по величине портом Латвии.
На севере спад
Эстонии не удается переломить тенденцию сокращения грузооборота. Первое полугодие это ярко продемонстрировало — спад составил 3,6%, то есть за полгода было обслужено около 14 миллионов тонн грузов, сообщает Департамент статистики Эстонии.
Между тем руководство эстонских гаваней делает хорошую мину при плохой игре и указывает, что департамент предоставляет консолидированные данные. А если брать статистику второго квартала только по АО Tallinna Sadam ("Порт Таллина"), то окажется, что грузооборот равнялся 5,3 миллиона тонн, а пассажиропоток достиг 2,9 миллиона человек. Это, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, больше на 4,3% и 0,1% соответственно.
У Таллина есть позитивные периоды, но в целом статистика негативная очень давно — с 2011 года. Катастрофическими для гаваней оказались два года — 2012-й и 2015-й, когда спад составил 19,2% и 21%. Наш северный сосед пытается вылезти из этой ямы. Однако до прежних объемов, которые в лучшие времена составляли 39,5 миллиона тонн (в 2005 году), еще очень далеко.
Вечный конкурент
Сегодня грузовые порты северного соседа Латвии не конкуренты. Другое дело – Клайпеда, которая является лидером по грузообороту в Прибалтике.
В первом полугодии литовский порт перевалил 23,7 миллиона тонн грузов – на 6,7%, или на 1,5 миллиона тонн больше, чем за тот же период прошлого года. Как указывает руководство порта, выросли погрузки всех типов грузов, за исключением нефтепродуктов, которых гавань обслужила на 4% меньше.
Руководство Клайпедского морского порта заявило, что хорошие показатели деятельности за полугодие позволяют надеяться на показатель погрузок, сходный с прошлогодним рекордом. В начале года руководство порта заявляло, что в этом году в Клайпеде планируется перевалить 46,3 миллиона тонн грузов. В прошлом году грузооборот порта составил 46,6 миллиона тонн.
Однако Клайпеда в реальности может конкурировать только с Ригой. Со всеми латвийскими портами ей тягаться пока рано. До наших показателей (32,37 миллиона тонн за полгода) нужно дорасти. И тут актуальным является вопрос привлечения белорусских грузов, за которые между Литвой и Латвией сейчас развернулась настоящая экономическая война.
Восточное влияние
На все балтийские порты продолжает оказывать влияние сокращение грузов восточного происхождения и в первую очередь российских. В РФ заявлена к реализации новая волна проектов, призванных переориентировать на себя оставшийся у иностранных портов грузопоток.
По итогам первого полугодия 2019 года объем перевалки российских грузов через порты Прибалтики, Финляндии, Украины сократился почти на 20% — до 21,35 миллиона тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Министерство транспорта РФ.
Ведомство указывает, что из экспортных грузов, которые обрабатываются в портах сопредельных государств, основная часть приходится на Балтию (преимущественно Латвию), это 16,76 миллиона тонн, или 78,5%. Спад объемов перевалки российских грузов в Прибалтике в первом полугодии 2019 года составил 12,4%.
Основу российского грузопотока, идущего через иностранные порты, составляет уголь (10,2 миллиона тонн), минеральные удобрения (4,88 миллиона тонн) и руда (4,3 миллиона тонн).
Таким образом, Россия сохраняет определенную зависимость по отдельным видам грузов от портов сопредельных государств. Проблема в первую очередь заключается в отсутствии специализированных глубоководных терминалов с удобной логистикой. Именно поэтому в текущем году в России было объявлено о старте новых стивидорных проектов, которые, в случае успешной реализации, будут способны переориентировать на себя большую часть грузопотока, идущего через иностранные (читай: латвийские) порты.
Летальные проекты
Среди российских проектов выделяется строительство сухогрузного перевалочного комплекса в Выборгском районе. Сумма инвестиций — 330 миллионов евро. Проект включает в себя железнодорожный грузовой фронт, выносной причальный комплекс, склады хранения грузов и другие объекты производственной инфраструктуры, необходимые для приема, обработки, складирования и перевалки каменного угля на морской транспорт. Заказчик — компания "СПК Высоцк". Ее гендиректор Павел Тер-Осипов и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко уже подписали договор о реализации проекта. После окончания первого этапа мощность линий погрузки составит 7 миллионов тонн в год к 2021 году. Второй этап будет завершен до 2023 года, и тогда грузооборот можно будет увеличить до 15 миллионов тонн.
Кроме того, на территории порта Высоцк один из крупнейших железнодорожных операторов России, специализирующихся на перевозке зерновых грузов, — "Технотранс" — планирует построить зерновой терминал мощностью до 4 миллионов тонн в год с производственным комплексом переработки пшеницы. Инвестиции оцениваются в 180 миллионов евро.
Также недавно было подписано соглашение о строительстве Приморского универсально-перегрузочного комплекса — в нескольких километрах от действующего порта Приморск. Объем инвестиций в проект оценивается в 1,2 миллиарда евро. Мощность комплекса составит 70 миллионов тонн грузов в год. Номенклатура грузов обширная: зерно, уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы.
Компания "Ультрамар" уже приступает к активной стадии реализации инвестиционного проекта по строительству комплекса для хранения и перевалки удобрений в Кингисеппском районе. К 2022 году будут созданы мощности по обслуживанию 12 миллионов тонн грузов в год. Полным ходом идет строительство железнодорожных путей. "Ультрамар" может лишить значительного объема грузов Клайпеду и украинский порт Южный.
Подобных проектов много. Если они будут реализованы, то порты стран Балтии ждет незавидное будущее. Специалисты говорят, что паниковать не стоит — нужно искать замену российским грузам и разработать стратегию по развитию транзитной отрасли. Эксперты указывают, что Латвия десятилетиями держалась на российских и белорусских грузах. В ситуации, когда Россия делает ставку на развитие собственных портов, правительству Латвии необходимо разработать план действий. Он есть, но пока слишком фрагментированный.