РИГА, 3 авг — Sputnik. Как известно, латвийская компания Pasažieru vilciens и чешская Škoda Vagonka подписали договор на поставку в Латвию 32 новых четырехвагонных электричек, пишет газета "Сегодня".
Общая сумма контракта 256 миллионов евро, в него помимо самих поездов входят запчасти на 5 лет, обучение персонала и строительство нового депо. Поезда должны будут служить не менее 35-40 лет.
Поставки новых поездов должны начаться через 140 недель, то есть почти через три года, с момента подписания договора. Это получается весна 2022 года. Последний поезд должны прибыть до конца 2023 года.
В каждом составе будет 436 мест для сидения, 2 туалета, кондиционеры, информационные системы. Электрички должны быть приспособлены как к нынешнему напряжению в контактной сети 3 кВ постоянного тока, так и к планируемому в ходе электрификации транзитного коридора 2,25 кВ переменного тока и обеспечивать нормальную работу при температурах окружающей среды от -40 до +40 градусов по Цельсию.
Чтобы эти поезда поставить на латвийские рейсы железной дороге придется стахановским методом повышать все пригородные платформы, чтобы пассажиры смогли войти, мамочки вкатить коляски, а инвалиды - въехать в вагоны.
Но вся машинерия завертится только после того, как Škoda Vagonka внесет гарантийный депозит, который Pasažieru vilciens сможет удержать в случае, если что-то пойдет не так.
Препятствие для мамочек и инвалидов
Если судить о новых поездах по представленной журналистам визуализации, вагоны должны быть удобными. Опять же, по картинкам получается, что Pasažieru vilciens отказался от компоновки составов тележками типа "Якобс", когда на одну тележку опираются две секции, а сохранит привычное устройство поезда: каждый вагон опирается на две собственные тележки.
Но из-за этого внутри поезда могут быть анфилады ступенек, так как низкопольная часть вагона расположена на высоте 55 сантиметров, а над тележками - на высоте 75 сантиметров.
Впрочем, так как эти поезда пока не существуют "в железе", а только в рисунках, как окажется на самом деле и будет выполнен договор или опять что-нибудь произойдет, жители смогут увидеть только тогда, когда первый поезд прибудет в Латвию.
Десять лет спустя
В своей речи министр сообщения Талис Линкайтс отметил, что сложно себе представить, что конкурс на закупку вагонов длился 10 лет. Но сейчас, по его мнению, все волнения позади.
Глава Pasažieru vilciens Роджер Янис Григулис, отвечая на вопросы журналистов сказал, что нельзя исключать никаких неожиданностей, но предприятие заключало договор не для того, чтобы его разрывать, а для того, чтобы получить новые поезда.
Если новые электрички доедут до Латвии, то Pasažieru vilciens берется на ближайших направлениях обеспечить интервал в 15-20 минут, что повысит привлекательность поездов в глазах пассажиров, и можно ожидать увеличения пассажиропотока.
Тут еще нужно не забыть, чтобы купить электрички, государство забрало у Риги европейское софинансирование, ранее предназначавшиеся на устройство трамвайной линии в районе Скансте.
Эстония заплатила в три раза дешевле
Напомним, что не все Латвии остались довольны и стоимостью закупки. Эстония заплатила за 32 поезда около 80 миллионов евро, а Латвия - 225 миллионов, чем объясняется такая разница, - заявлял в декабре прошлого года бывший министр сообщения Латвии Анрийс Матисс. Кроме того, он указывал, что инфраструктура для их использования еще не везде готова и непонятно, как все это будет сочетаться с проектом электрификации железной дороги.
Матисс указывал, что в его бытность министром транспорта Эстония купила 18 электропоездов и 20 дизель-поездов на сумму 79,8 миллиона евро. В Латвии во время тендера в 2014 году предлагалась цена в 150 миллионов евро за 32 поезда, что почти в два раза дороже, чем в Эстонии.
Как пояснял Матисс, закупка была остановлена, так как он понял, что Латвия основательно переплачивает и не может себе этого позволить.
Спустя четыре года - еще один тендер на закупку того же количества электропоездов, но сумма поставки уже 225,3 миллиона евро. "Думаю, что любому понятно, что это в три раза дороже, чем в Эстонии. Не зря несколько участников, которые не победили, оспорили его, говоря, что они могут поставить дешевле", - указывал Матисс.
Чем объясняется такая разница в цене контрактов, он смог объяснить.