Дюков: Литве придется долго исправлять "дикие вещи" по прославлению нацизма

Избавление от памятной доски пособнику нацистов Норейке оказалось приятным казусом в свете заявлений президента Литвы о моратории на стирание исторической памяти, считает историк Александр Дюков
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Дюков: Литве придется долго исправлять "дикие вещи" по прославлению нацизма

Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс распорядился снять памятную доску пособнику нацистов Йонасу Норейке со здания библиотеки Академии наук. Решение Шимашюса подверглось критике со стороны известных русофобской позицией литовских политиков, а президент республики Гитанас Науседа призвал ввести "мораторий на стирание исторической памяти".

Директор фонда "Историческая память" Александр Дюков в интервью Sputnik Литва назвал избавление от памятной доски Норейке приятным казусом, подчеркнув, что Литве еще долго придется исправлять сделанные раньше "дикие вещи".

По мнению Дюкова, высказывание о стирании исторической памяти не свидетельствует об адекватности Науседы.

"Норейка был причастен к убийствам евреев, о чем в Литве всем прекрасно известно. Доска Норейке давно висела в центре Вильнюса, что само по себе печально, и то, что ее сняли, не может не радовать. Но, к примеру, Государственный центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы прилагает огромные усилия, чтобы выгородить Норейку. Так что произошедшее с доской - приятный, но казус", - сказал Дюков.

Историк отметил, что героизация пособников нацизма в Литве остается устойчивым трендом.

Почему мэр Вильнюса больше не чтит пособника нацистов
"Ситуация имеет определенные шансы на исправление после ухода Грибаускайте с поста президента. Именно при ней за государственный счет был захоронен один из создателей первого еврейского концлагеря в Литве Юозас Амбразявичюс. Надеюсь, при новом президенте не будет подобных диких вещей. Их было сделано настолько много, что исправлять придется еще очень долго", - заключил Дюков.

В 1941 году Норейка (Генерал Ветра), участник националистической организации "Литовский фронт активистов", стал руководителем Шяуляйского уезда. По его приказу живших в уезде евреев согнали в гетто и уничтожили.

Шимашюс сообщил о существовании "надежных исторических доказательств" участия Норейки в организации еврейского гетто. Мэр литовской столицы заявил, что готов встретиться с Науседой и представить ему планы по пересмотру политики увековечивания в Вильнюсе.