Лето любви, музыки и цветов: легендарному Woodstock 50 лет

В Латвии ветераны самого яркого движения прошлого века вспомнили, с чего все началось, и рассказали, что ничего на самом деле не закончилось
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 27 июля — Sputnik, Евгений Лешковский. В августе во многих странах будут отмечать 50-летие события, которое, как убеждены очень многие, буквально перевернуло мир, - это тот самый фестиваль Woodstock.

Первый такой рок-фестиваль прошел с 15 по 18 августа 1969 года на одной из ферм городка в сельской местности Бетел штата Нью-Йорк и собрал более 500 тысяч зрителей, перед которыми выступали Джими Хендрикс, Карлос Сантана, Джо Кокер, Дженис Джоплин, Джоан Баэз, Рави Шанкар, десятки других исполнителей и групп, теперь уже давно считающихся культовыми во всем мире. Woodstock стал символом конца "эры хиппи" в США и Европе, но расцвета в СССР.

Символы гуманизма Запада и Востока

В Риге вспоминали о Woodstock в правильное время и в правильном месте: на концерте Анатолия Попова - одного из лучших в мире мастеров игры на индийском струнном инструменте ситар.

Он был учеником самого Рави Шанкара, который в свое время не только записывался с The Beatles, но был чуть ли не иконой для хиппи: символом индийской философии, мудрости и тайны.

Лето любви, музыки и цветов: легендарному Woodstock 50 лет

Считается, что именно Рави Шанкар открыл Западу удивительную музыку Индии и началось это с движения хиппи. Хиппи боготворили и другую легендарную личность - Махатма Ганди, которого не тысячи, а миллионы рок-музыкантов всегда считали символом гуманизма. Часто рядом со знаком "пацифик" была фотография индийского политика, продвигавшего философию ненасилия - сатьяграха (в переводе "состояние в истине").

"Это год для нас особенный. Осенью исполнится 150 лет со дня рождения Махатма Ганди, начали подготовку к 100-летию Рави Шанкара (оно хоть и будет в 2020-м, но, по индийской традиции, такие даты начинают отмечать с года накануне), наконец, 50 лет Woodstock. Я учился у Рави Шанкара пока жил в Индии, еще в советские годы. А теперь мы с нашей группой Kathmandu Fusion Band, идея которой у меня родилась уже в Непале, участвовали в записи большого международного музыкального клипа, посвященного Махатма Ганди. Этот клип заказало правительство Индии, и записывали его музыканты из 80 стран, где каждый отвечал за какую-то свою часть", - рассказывал Sputnik Латвия Анатолий Попов.

Сейчас в группе Kathmandu Fusion Band помимо Анатолия Попова выступают Денис Пашкевич, один из лучших джазовых мультиинструменталистов мира, Балрадж Синг – индийский мастер игры на барабанах-табла, бас-гитарист Владимир Барышников. И все музыканты хранят в себе идеи и мысли, рожденные в эпоху самых свободных "людей мира" - хиппи.

Дети любви против мира "беспросветного капитала"

Среди зрителей на концерте Попова был и уважаемый латвийский астролог Юрий Речь со своей подругой и музой Иреной Свиклан, активисткой латвийского неформального движения. Они свидетели эпохи хиппи. Юрий, кстати, еще и в некоторой степени хранитель истории движения хиппи и Woodstock.

"Сейчас принято говорить, что движение хиппи началось с Woodstock, а на самом деле - там произошел его закат. При этом Woodstock сделал свое дело. Поскольку о фестивале говорил (кричал!) весь мир, то узнали о нем и мы, люди за "железным занавесом". В итоге на Западе случился закат движения хиппи, а в СССР все только началось и развивалось потом еще много лет своим путем. Тут как и с русской рок-музыкой, которая оказалась совершенно другой по сравнению с западным роком, поскольку развивалась совсем в иной среде", - рассказал Sputnik Латвия Юрий Речь.

Лето любви, музыки и цветов: легендарному Woodstock 50 лет

Woodstock случился в 1969-м году, но "рвануло" все значительно раньше - еще в 1965 году. Появилась новая музыка нового поколения. Юрий Речь говорит, что это было связано с демографическим взрывом. Выросло новое поколение после времени "великой депрессии", а главное - войны, от которой именно США получили больше всего финансовых выгод.

В Штатах давали тогда огромные ссуды в банках, строились дома, покупались машины, и благополучие, можно сказать, зашкаливало. Но весь этот "американский рай" был выстроен на деньгах, и они же стали основой всего, даже человеческих чувств.

И вот пришло молодое поколение людей, которые родились или в последние годы войны или сразу после, не помнили толком страшного времени, зато видели происходящее вокруг, и их оно совершенно не устраивало. Они понимали, что в мире все должно строиться иначе: не на деньгах, а на любви и гармонии.

Большой праздник музыки в Латвии: в Салацгриве стартует фестиваль Positivus

"Причем такой парадокс - это сразу рвануло в душах молодых людей одновременно во всех штатах Америки. Теперь мало кто знает, что рок-н-ролл в США особо не принимали, а людей, идущих против системы, агрессивно подавляли, даже жестче, чем потом в СССР. И почти подавили. Затем в Британии появились The Beatles и рок-н-ролл вернулся в США. Тогда у молодого поколения просто снесло крышу. В 1967 году началось движение хиппи, людей, которые хотели открыть что-то новое в неправильном, по их мнению, мире. Символы того времени: Джоплин, Хендрикс, Сантана, Аирплей – как раз и пропагандировали абсолютную свободу чувств," - говорит Юрий Речь.

В США движение хиппи подавляли

С 1967 года по 1969 по всей Америке проводились огромные фестивали. Об этом теперь тоже мало кто знает или вспоминает. В Америке до сих пор дома у многих есть фотографии легендарного "поезда хиппи", который прошел через Канаду и США. В каждом городе, где поезд останавливался, давали огромные концерты, и полиция была бессильна что-либо сделать, хотя и старалась. Тот поезд стал еще большим символом движения хиппи, чем Woodstock.

А еще мало, кто знает о калифорнийском трехдневном фестивале в Монтерее, который проходил летом 1967 года и стал предвестником Woodstock.

Многие хиппи потом, вспоминая фестиваль в Монтерее, говорили, что там произошла "распродажа групп". Крупные звукозаписывающие компании заключали контракты с самыми популярными в то время музыкантами. С одной стороны, благодаря тем профессиональным записям на пластинках, мир узнал о существовании многих групп и исполнителей. А с другой стороны, на музыкантов разом свалились миллионы долларов, и они не выдержали испытания.

Лето любви, музыки и цветов: легендарному Woodstock 50 лет

Эти музыканты всегда выступали против власти денег, за свободу от них. Что Джоплин, что Хендрикс попросту не знали, что с ними делать. Например, Джоплин впала в глубокую депрессию и уже к 1970-у году оказалась совершенно разбитой из-за наркотиков, которые легко могла себе позволить.

"Но в 1967-м и 1969-м еще никто не думал о том, что случится скоро. Тогда было лето "любви, музыки и цветов". И это на фоне того, что США, на самом деле, стояли на пороге гражданской войны. Были постоянные негритянские бунты, активизировались разные левые движение и прочее. А в мире - война во Вьетнаме… И мало кто знает, что в США были сильные гонения на хиппи, идущих против системы. Парадокс в том, что США провозглашала себя страной свободы, а по факту буквально объявила войну самым свободным людям, по которым мир во многом и представлял себе Запад. Мир, гладя на хиппи на плакатах и слушая записи их групп, представлял, что вот там, за океаном, в США, царит настоящая свобода и гармония. Так думали и мы в СССР. А на самом деле, идеалы "детей цветов", которые являлись олицетворением безграничной свободы, в США беспощадно уничтожались любыми способами", - поделился своими мыслями Юрий Речь.

Автостопом до Памира и коммуны "на Гауе"

Ирена Свиклан, когда случился Woodstock, училась в Рижском политехническом институте. По вечерам, когда было проще всего, она ловила "Голос Америки", чудом находила фотографии музыкантов, например, в польских журналах (их в Риге все же можно было купить) и обклеивала ими свою комнату. Когда к ней домой однажды пришли друзья-хиппи, мама их испугалась и не пустила по порог, и тогда дочь попросту сбежала с ними и отправилась автостопом в Эстонию. К слову, потом Ирена объехала "стопом" чуть ли не весь Союз, например, добралась до Средней Азии и до Памира в Центральной Азии.

"Мягкая сила России": латышский Twitter обсуждает фестиваль Лаймы Вайкуле

"У нас была книга на английским языке об американских коммунах хиппи, о целях их существования и деятельности. Эту книгу перенабрали на печатной машинке по перефотографированным страницам. Правда, потом эту книгу мы были вынуждены сжечь, чтобы не схлопотать срок. А рок-музыку в то время в Риге можно было открыто услышать только на окраине, например, в ДК Зиемельблазма, где иногда выступали местные правильные музыканты, где среди первых были Пит Андерсон и Янис Ванадзиньш", - вспоминает Ирена.

О том, что в Риге жилось свободней, говорил и следующий факт. Студентам Академии художеств чуть ли не официально разрешалось носить длинные волосы. И милиция, на самом деле, смотрела на таких молодых людей сквозь пальцы. Когда милицейские задерживали хиппи, те назывались студентами академии, и их отпускали. Еще молодые люди, узнав о коммунах хиппи в США, стали придумывать свои в разных городах Латвии.

Лето любви, музыки и цветов: легендарному Woodstock 50 лет

"Первая коммуна собралась, кажется, на берегах речки Витрупе. И жило там чуть ли не пять сотен человек в разное время, куда приезжали даже хиппи из Эстонии. Организовывал все Миша Бомбин – один из самых ярких советских хиппи в Латвии. Потом устроили знаменитую коммуну "на Гауе" - между рекой и болотом, куда не могла незаметно приехать милиция. Когда хиппи издали видели людей в форме, все успевали вовремя разбежаться. Зрелище это было еще то!", -рассказала Ирена.

Движение хиппи не просто повлияло на всю ее жизнь. Идеи хиппи, философия и образ мыслей стали той самой нитью, на которую потом уже надевались разные бусинки, из которых состоит жизнь.

"Дьяволы" прыгают через младенцев: необычный фестиваль прошел в Испании

Но что стало потом с движением хиппи в Латвии? Оказывается, по словам Ирены, оно тут хоть и затихло, но не пропало - проявлялось и в середине 1980-х годов, когда в США хиппи уже давно не было, и в 1990-х годах, и даже теперь можно то и дело встретить молодых людей, для которых все еще живы символы прошлого: и Дженис Джоплин, и Джими Хендрикс, и Jefferson Airplane. Эти молодые люди понимают, когда лидер "ДДТ" Юрий Шевчук в песне "о днях сегодняшних" говорит: "…А мой больной вопрос - где найти очки от Махатма Ганди…".

"Миру теперь очень не хватает идей гуманизма. И Латвии в том числе. Причем здесь вообще парадокс. Стоит заговорить о свободе, все сразу это понятие связывают с Атмодой, государственной независимостью. То есть все слишком плоско и крайне примитивно. Разве сейчас в мире потребительства люди свободны? Нет свободы в головах. А вот когда человек реально свободен внутренне, он живет независимо при любом строе и режиме. И понимаю молодых людей, которые, ощутив то самое внутреннее чувство свободы, автоматически начинают проводить какие-то параллели, ищут что ближе всего, и находят идеи хиппи", - заключает Юрий Речь.