РИГА, 26 июл — Sputnik, Евгений Лешковский. Движение "Фронт народной власти" собирает подписи, чтобы инициировать референдум с двумя вопросами.
Первый – необходимо отменить налог на единственное жилье. Такого налога нет во многих странах, но в Латвии бывали случаи, когда человеку даже с одним евро долга за жилье чиновники угрожали конфисковать недвижимость. Получается так: человек ушел на пенсию, у него сократились денежные поступления – и ему приходится расставаться с квартирой или домом.
Вторая инициатива – закрепление права народа на законотворчество через референдумы или иными способами. На данный момент, по словам одного из лидеров "Фронта народной власти" Валентина Еремеева, жители Латвии не имеют реальной возможности выступить со своей инициативой и повлиять на законодательство.
"Я здесь говорю о самой системе инициирования референдума. В нормальной стране, чтобы он состоялся, та или иная организация должна собрать 8-10 тысяч подписей жителей – и тогда процесс будет запущен. А в Латвии надо собрать 150 тысяч. То есть, с учетом праздников и выходных, активистам в день надо собирать в среднем по 700 подписей целый год. Это, как вы понимаете, совершенно нереально.
Конечно, правящие политики такую цифру установили совсем не случайно, защитив себя от любых референдумов.
Мы, например, сейчас титаническими силами собираем подписи. На сайте latvija.lv есть две наши инициативы", - говорит Sputnik Валентин Еремеев.
При этом, отметил собеседник, когда системе самой что-то надо, государство легко тратит огромные деньги из бюджета – из карманов налогоплательщиков, чтобы всеми силами продвигать эти идеи. Именно так действовали при подготовке вступления Латвии в ЕС и НАТО, а также при отмене национальной валюты – лата, ведь именно чиновникам в первую очередь необходимо было евро.
Чиновник себя не обидит
"Фронт народной власти" сейчас активно выступает в социальных сетях и на митингах за то, чтобы не увеличивали минимальную зарплату, а прежде всего повысили не облагаемый налогами минимум, причем – существенно.
К слову, повысить минимальную зарплату громче всех требует Новая консервативная партия Яниса Борданса, всегда выступающая первой "за чиновника". Тут даже нынешний политический оппонент Борданса министр экономики Ральф Немиро (из "Кому принадлежит государство?" - KPV LV) говорит, что начинать надо не с этого, а с повышения необлагаемого минимума. Впрочем, это противоречие у партий возникло относительно недавно – с начала кризиса в правящей коалиции. Потом они, скорее всего, договорятся, а народ для них, по мнению Валентина Еремеева, лишь разменная монета.
Многие не понимают принципиальной разницы между повышением минималки и увеличением необлагаемого налогами минимума.
"Сейчас правительству во что бы то ни стало надо улучшить показатели ВВП. Как это можно сделать с нашей хилой экономикой? Например, можно повысить кадастровую стоимость земли. И тогда платить будут все! И скоро стоимость повысят.
А еще можно повысить зарплаты чиновникам – это произойдет автоматически ("чисто технически", как говорится) за счет того, что будет повышена минимальная зарплата. Поэтому сейчас чиновники, заручившись поддержкой Борданса, и добиваются повышения минималки.
Это делается, конечно, не для частного сектора, а именно для государственного. Мало кто знает, что все зарплаты чиновников "выстраиваются" от минимальной зарплаты, от нее рассчитывают и премии, и любые штрафы, и госзакупки, и многое другое", - перечисляет Валентин Еремеев.
Неподъемное налоговое бремя
Если бы политики действительно думали о народе, то они повысили бы не облагаемый налогами минимум. Дело в том, что необлагаемый минимум увеличивает реальные доходы жителей – и их благосостояние. О необходимости повышения необлагаемого минимума говорят уже давно чуть ли не все представители частного сектора. Но чиновники этого делать не хотят, поскольку повышение необлагаемого минимума никак не скажется на них персонально.
Людям, которые работают в частном секторе от повышения минималки ни холодно ни жарко. К примеру, на многих фирмах люди официально не получают эту минималку, поскольку работодателю это невыгодно: он перечисляет, скажем, 80 евро на карточку, а остальную сумму выдает наличными на руки.
"Предприниматели сегодня не могут справиться с налоговым бременем. Их насильно загоняют в так называемую серую зону. И дальше начинается игра на выживание. Либо бизнесмена вычисляют сотрудники Службы госдоходов и облагают штрафами, либо он успешно скрывается от налоговиков.
А если предпринимателя вынуждают работать полностью "в белую", тогда он автоматически готовится к ликвидации в Латвии бизнеса. Таких случаев теперь в стране не сотни – десятки тысяч", - подчеркивает собеседник.
Операция - добить местный бизнес
По мнению Валентина Еремеева, теперь местные бизнесмены просто неконкурентоспособны с большими международными компаниями, которые работают в Латвии с пониженными налоговыми ставками:
"Получается, что с больших и богатых государство берет поменьше, облегчая им бизнес, а с местного производителя сдирает по полной, удушая его.
Несложно догадаться, ради кого в стране такая налоговая политика – именно для привлечения иностранных компаний и для ликвидации местного бизнеса. И если бы в Латвии повысили необлагаемый минимум, это стало бы хоть крошечной поддержкой местных предпринимателей.
А пока страна только теряет людей. Местные предприниматели, возможно, и рады были бы платить здесь столько же, сколько, например, бизнесмены Ирландии, но не в состоянии из-за налоговой системы. И из-за такой политики латвийцы бегут на заработки в богатые страны. А потом местные бизнесмены сталкиваются с проблемой – не могут набрать рабочих.
"При этом большие иностранные компании не страдают (они, если что, могут перераспределить персонал из Литвы или Польши, поскольку платят везде примерно одинаково). Не страдает и госсектор, поскольку там иначе рассчитывают поступления денег – от всех остальных в стране, в том числе – от частных предприятий, которые тут стонут и погибают", - говорит Валентин Еремеев.