Латвийские беспилотники – самые беспилотные в Балтии

Планы латвийского производителя создать "айфон" в мире дронов и "отгрызть" собственный сегмент мирового рынка объемом 11 миллиардов долларов пока выглядят не очень правдоподобно
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Национальные вооруженные силы Латвии испытывают беспилотные летательные аппараты (БПЛА) местного производства, которые предназначены для расширения возможностей разведки и наблюдения, повышения точности артиллерийского огня и эффективности спасательных операций.

Внешне это выглядит как технологический рывок национальной оборонной промышленности и новый эпизод модернизации армии. Несколькими месяцами ранее Вооруженные силы Латвии уже закупили партию отечественных беспилотников компаний UAV Factory и Atlas Aerospace (детали контракта остались тайной).

Весной 2018 года дроны латвийской компании Atlas Dynamics получили престижную международную премию в области индустриального дизайна. Рынок БПЛА в Латвии за пять лет вырос в 12 раз, и оборот отрасли в 2019 году превысил 11 миллионов евро. Однако история успеха неубедительна.

Параллельно с победами Atlas Dynamics в области дизайна Вооруженные силы Латвии закупили в США три тактические беспилотные системы RQ-20A Puma на три миллиона долларов, что свидетельствует либо о дефиците патриотизма, либо о низких характеристиках отечественной продукции. В воздушном пространстве Латвии и других стран Балтии явно доминируют стратегические БПЛА Соединенных Штатов типа RQ-4B Global Hawk.

ТТХ – это судьба

В портфеле компании Atlas Aerospace есть несколько интересных предложений. Так, военный беспилотник Blue J способен летать шесть часов со скоростью до 140 километров в час. Радиус применения (дальность связи) – до 150 километров. В компании считают, что Blue J будет востребован в силовых ведомствах США и Европы, хотя, прямо скажем, тактико-технические характеристики (ТТХ) не выдающиеся.

Минобороны Латвии закупит беспилотники латвийского производства
Тактическая ниша, ограниченная радиусом боевого применения до 150 километров, давно занята высококачественными израильскими аналогами Orbiter, которые превосходят многих конкурентов широким диапазоном разведывательных и ударных возможностей, дальностью радиоуправления и мощностью видеосигнала, надежным шифрованием потока данных, автономностью полета, грузоподъемностью и защищенностью от средств РЭБ.

Сопоставимый по размерам израильский аппарат Blue Horizon-2 способен улететь на 160 километров дальше, с более высокой скоростью, и к тому же выполнен с применение технологии "стелс" (малозаметен для радаров).

Латвийским дроностроителям сложно соревноваться и с американскими инженерами-конструкторами. Для сравнения: MQ-9 Reaper имеет практический потолок 15 тысяч метров и боевой радиус свыше четырех тысяч километров. Цена одного аппарата соответствующая – 30 миллионов долларов.

Подобные финансовые вливания недосягаемы для руководства Atlas Aerospace, мечтающего создать "айфон" в мире дронов, и "отгрызть" собственный сегмент рынка у китайской корпорации DJI и других глобальных конкурентов.

Серьезные проекты требуют времени и огромных средств, а инвесторы доверили Atlas Aerospace  всего восемь миллионов долларов. По меркам высокотехнологичного производства - немного (если в "железе" - примерно шесть станков с программным управлением). В реальном мире специалисты Atlas Aerospace в 2018 году собирали 50 аппаратов в месяц.

Разумеется, все крупнейшие мировые производители дронов стремятся превзойти "айфон" (применительно к миру и к войне). Полет латвийских беспилотников к успеху не будет легким. Тем более что широкое использование беспилотных летальных аппаратов военными разных стран заставляет разрабатывать и военные средства противодействия – ударные (РСЗО малого калибра) и электронные (средства РЭБ). Это постоянная, напряженная и многомерная научно-исследовательская работа больших коллективов. Высокие технологии призваны приносить победу до сражения и даже без него.

Латвия закупает беспилотники к началу крупнейших учений Namejs 2018
Так, новейшие российские системы радиоэлектронной борьбы способны искажать навигационное поле и подавлять радиосигналы противника на расстоянии в сотни километров. Комплекс "Красуха-4" эффективно действует на удалении до 300 километров. Не имеет аналогов в мире и уникальный комплекс "Борисоглебск-2".

В зоне действия подобных систем дроны вероятного противника полетят куда угодно, только не к цели. Насколько боеготовы балтийские беспилотники?

Момент истины

Не отрицая отдельных успехов БПЛА латвийской сборки в разведке артефактов Второй мировой войны на просторах Гренландии, необходимо заметить, что основные латвийские производители беспилотников – не вполне латвийские. Компания UAV Factory с 2009 года имеет офисы в Марупе (под Ригой) и в США, что говорит о многом.

Atlas Aerospace третий год разрабатывает и собирает аппараты из иностранных комплектующих непосредственно в Риге, но финансовая "мама" находится в Ирландии, а комплектующие производятся преимущественно в Китае. И компания лишь планирует открыть в Латвии завод карбоновых деталей. Сложно назвать все это достижениями латвийской инженерной мысли или коммерческим успехом коллектива в 60 сотрудников.

Гражданские беспилотники принесут миллионы евро в экономику Латвии
Унифицированные лего-технологии проникают во все сферы производства, включая военно-промышленный комплекс. Современная реальность такова, что даже малообразованные сирийские боевики способны собрать целый рой беспилотников буквально "на коленке", из набора деталей и блоков.

И все же летающая продукция латвийской сборки вряд ли выйдет на широкий международный рынок объемом 11 миллиардов долларов. Странам НАТО беспилотные системы поставляет преимущественно военно-промышленный комплекс США, и американцы наверняка не станут поощрять балтийских конкурентов.

На прочих рынках рижские БПЛА по многим параметрам проиграют китайским, израильским и другим изделиям с устоявшейся репутацией. Успех возможен лишь в узком интернациональном секторе разработки программного обеспечения.