"Не хотите, значит, за Латвию воевать": рассказ из "пыточной" тайной латвийской полиции

На протяжении двух часов допроса Служба государственной безопасности Латвии пыталась выудить из меня "бесценную" информацию о том, чей же все-таки Крым, на чьей стороне я буду, если завтра война, о российских СМИ, о друзьях и деньгах
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Почта наша работает на славу, тут ничего сказать не могу. В четверг позвонили, в понедельник написали и подписали, во вторник отправили, в четверг получил, в пятницу приходите. Ну а чего? Все равно никто в стране не работает, зачем заблаговременно предупреждать. Низкий старт всегда в приоритете.

Так Служба государственной безопасности Латвии вызывала меня к себе на разговор, который больше походил на допрос, и, наверное, именно им и являлся. Понятное дело, раз вызывают, то не поговорить о жизни и моде, а, скорее всего, о твоем образе жизни, о твоем поведении в социуме, о звукосотрясании в публичном пространстве. При этом высказывание мыслей и мнения, да (не дай бог) еще и другого видения политической ситуации в Латвии может привести к дополнительной морщинке на лбу у властей предержащих.

Допрос Жданок в Полиции безопасности: вопросы и ответы

Но, уже наученный опытом, "беседовать" я пошел не один, а с адвокатом Иммой Ясоне, во избежание всяческих курьезов и недомолвок, можно сказать.

На контроле в здании СГБ досматривали тщательно, согласно предписаниям, по уставу. Но даже после продолжительного досмотра, когда охрана убедилась в нашей безобидности, пришлось еще минут 20 ждать приготовления "пыточной". Этого времени достаточно, чтобы в борьбе с навалившейся скукой начать рассматривать каждую щелочку на стенах.

Двери тамбуром, каждая с электронным ключом. Отсеки и бункеры. Рядом тихо журчал выносной кондиционер и его сосед - водяной кулер. Не сразу смог понять, что меня в этой обстановке смущает. Труба воздухоноса выходила в приоткрытое окошко. Открывшееся пространство было залеплено плотной, непрозрачной марлей (ну а как же, секретность же), а к рамам окна уже была приклеена скотчем (тут можно и прозрачным, внутри же).

"Пыточная"

Сама комната, где состоялся разговор с сотрудником СГБ была очень душной. Зачем при планировании ремонта думать о вентиляции? Какая там активная, пассивная? Пыточная же! На стене в пыточной висело огромное зеркало. От отсутствия поточности воздуха компьютер не работал. Бумага, чернила - это реально круто. Вообще наш инспектор был похож на Троцкого в молодости, только выше ростом.

Он открыл папочку и погрузился в тему встречи. Написал СМС. По всей видимости, или мы начинаем, или видеозапись дистанционно запустил. Не скажу, не знаю. Секретность соблюдал правильно, все экраном вниз, бумаги так же, наклон для меня недоступный.

Но если вы такие хранители секретности, как можно было не обеспечить шумоизоляцию в зазеркалье? Вот тебе перепад давления от открытой двери. Закрытие двери и шум передвигающихся стульев. Ребята! Вы реально лучшие.

Я вздохнул и стал участником телешоу "За стеклом" и "Вас снимает скрытая камера".

- Что вы имели в виду под слоганом "Мы заставим Запад признать Крым нашим"?

- Ничего не имел.

- Кто такие мы?

- Это я к себе, только в уважительной форме.

- Что значит заставим?

- Исключительно волшебной силой вежливого слова.

Жителей Виляки массово вызывают на допрос из-за комментариев в сети

- Как это?

- Риторика, СМИ и т.д.

- Что подразумевалось под словами "Крым наш"?

- Ничего не подразумевалось.

- Наш – это чей?

- А вы как думаете?

- Я ничего не думаю, я у вас спрашиваю.

- Дак, все русские так говорят, вот и я взял это словосочетание. Видите, здесь даже хештэг есть #Крымнаш... Давайте запишем для протокола очень правильную с юридической точки зрения выверенную формулировку: "Ничего не имел в виду, ничего не хотел сказать". Есть сомнения, вызывайте, пожалуйста, экспертов, лингвистов, филологов, профессоров ораторского искусства и т.д. Трудитесь, ищите, доказывайте, друг мой.

За Латвию воевать будете?

Ну и как я предполагал, вопрос Крыма был лишь началом.

- А кому вы звоните, чтобы попасть на российское телевидение?

- Никому не звоню, я в базе данных всех СМИ мира - от ВВС до российских "Вестей Владивостока". А к чему, собственно, такой вопрос?

- Ну а как вы к Гаспаряну на Sputnik попадаете?

- Приезжаю в Москву и сообщаю: "Друг, я в Москве". Есть возможность - встречаемся, нет возможности - не встречаемся.

- Нет, ну а как сообщаете?

- Звоню. (Тут я сам чего-то подвис. Глубоко копает).

- А с кем общаетесь из российского посольства?

- Со всеми.

- А с кем конкретно?

- С послом, с его замами и советниками, с атташе по культуре и образованию...

- А я могу вас спросить, может, даже чуть провокационно? В случае войны между Россией и Латвией на чьей стороне будете воевать?

- Я пацифист. А, в свою очередь, могу я теперь спросить? За моими ответами последуют конкретные деяния, но уже с вашей стороны?

- Что вы имеете в виду?

- Ну, как же. Если я скажу, что за Латвию, будет ли это означать, что завтра вы меня призовете в ряды вооруженных подразделений, чтобы я на передовой стрелял в своих соплеменников, братьев славян? Так вы себе видите эту картину?

- Ну почему же сразу в славян?

Под прикрытием "сдерживания России": США планируют военную интервенцию в странах Балтии

- Да ладно?! И потом, что-то я не совсем понимаю, вы мне за кого предлагаете воевать, а точнее, за какие идеи, за нацистов? Ваш президент - автор преамбулы к Конституции, а в ней написано, что Латвия - страна, предназначенная исключительно и только для выживания латышей, я унтерменш (недочеловек  - ред.). Ну, убедите меня, с какого я должен воевать за Ее Величество и дядю Сэма?

- Нет такого.

- Давайте проверим.

НАТО в городе

 "Троцкий", порывшись в компьютере, нашел Конституцию ЛР и зачитывает.

- Вот видите, нет здесь ничего такого, здесь даже написано про нацменьшинства.

С гордостью разворачивает монитор. Я даже в текст не стал вглядываться, сразу смотрю на шапку. А чего это вы, голубчик, душа моя, мне Конституцию 1922 года показываете? Я же вам сказал про преамбулу к Конституции 2014 года - Латвия исключительно и только для выживания латышей!

- Так вы, значит, не хотите и не будете воевать за Латвию?

- Если я скажу, что не буду воевать за Латвию, значит ли это, что в своей служебной записке, докладной, вы порекомендуете меня поставить в красный коридор (или как он у вас там называется), который подразумевает не только усиленный контроль всего меня и моей сопредельной жизни и окружения, но и в случае реальной военной угрозы (а кто это будет определять и доказывать) я буду в числе первых, кого физически надо будет ликвидировать, как бунтаря?

- Вы себе все придумали.

- Серьезно? Именно поэтому войска НАТО проводят учения не в окопах в Адажи, а в черте города для отработки подавления повстанческого движения, восстаний, зачистки и этапирования из домов и последующую транспортировку?

- Кто это вам все сказал?

- В открытой прессе военные эксперты пишут.

- Вам надо самому научиться делать объективные выводы. (Дельно, молодец, ничего не могу сказать, надо начать учиться этому мастерству).

- Из ваших служебных сводок о "российской угрозе" и пятой колонне на основе агентурной сети?

Симоньян рассказала о допросах сотрудников Sputnik в Балтии

Ну, тут пошла перепалка по поведению натовских солдат, вечно писающих на памятник Свободы, видимо, у Иммы тоже накипело.

- Ну так как запишем в протокол, на чьей стороне будете воевать?

- А давайте напишем, что за Латвию! Войны все равно не будет, а в список попасть гораздо опаснее по последствиям для простого, ничем не примечательного мирянина. Вон, за Всемирный фестиваль молодежи и студентов (ВФМС) в Сочи поставили в список на экспресс-допрос, вроде как допросили, а вот метку снять забыли.

Деньги беру у Жданок и Ушакова

Прошло два часа дознавания. Прозвучал последний вопрос.

- А спрашиваете ли вы деньги на свою деятельность?

- Спрашиваю.

- И как?

- Все деньги переводятся на счета Ушакова и Жданок, мне ничего не достается, ну, наверное, и сами знаете…

Провожая нас "Троцкий" выглядел жалко. Вымученный, выжатый, но несломленный. Товарищи за зеркалом должны гордиться потомком Лачплесиса.

Еще 2 минуты на проходной, чтобы заполнить в журнале, кто входит и кто выходит. Дисциплина однако! Ощущение декораций и нереальности происходящего еще долго не оставляло. Надо было идти в майке с Микки Маусом… Июнь… Жара… Рига...