РИГА, 14 мая — Sputnik, Андрей Солопенко. Лидер партии "Русский союз Латвии" Татьяна Жданок побывала на допросе в Полиции безопасности в связи с организацией Вселатвийского родительского собрания, в речи участников которого спецслужба усмотрела признаки антигосударственной деятельности.
Вселатвийское родительское собрание, прошедшее еще 31 марта и собравшее почти тысячу участников, было посвящено борьбе против полного перевода средних школ на латышский язык обучения. Разные люди – как политики и общественные деятели, так и просто родители школьников – выступили с трибуны, дабы высказать свое мнение о том, к чему приведет учеба на неродном языке и что нужно сделать, чтобы остановить этот процесс.
Полиция безопасности усмотрела в некоторых речах выступающих призывы к разжиганию межнациональной розни и действия, направленные на свержение нынешней государственной власти. Татьяна Жданок как один из организаторов данного собрания также подозревается в преступлениях.
Однако, судя по всему, в этом случае спецслужбы явно превышают свои полномочия, так как право на мирные акции протеста является одним из основополагающих и гарантировано латвийской Конституцией.
Кто такой организатор?
По словам Жданок, допрос, учиненный ей следователем Полиции безопасности, длился два с половиной часа, и целью его было узнать, являлась ли Татьяна Аркадьевна организатором Родительского собрания. Однако после этого вопроса Жданок потребовала дать определение термина "организатор", чем ввела оперативника в полнейший ступор.
"Следователь заявил, что организатор – это тот, кто организует людей. На это я ему указала, что нельзя объяснять слово теми же самыми словами, нужно использовать другие. Он замялся, но все же сформулировал, что организатор – это тот, кто приглашает в зал людей, выступающих с трибуны, а также находит и оплачивает помещение", – рассказала Жданок.
Исходя из этого определения, единственное, что подходит к Жданок, – это лишь нахождение и оплата помещения.
"Зал в гостинице Radisson Blu Latvija был оплачен мною из личных средств", – пояснила она.
Что касается списка выступающих, Жданок пояснила, что подобный список вполне может быть и в голове, и его совершенно не обязательно составлять.
Шадурскис – тот, кто возобновил работу Штаба
Также, как рассказала Жданок, следователя интересовала деятельность Штаба защиты русских школ, возобновившего свою работу после начала очередного витка школьной реформы. Какова структура Штаба, кто им руководит, где проходят собрания – вот далеко не полный список вопросов, которые были заданы Татьяне Аркадьевне. Однако Штаб – это общественное движение, он не является зарегистрированной организацией, у него нет никакой структуры и централизованного руководства.
Естественно, на прямой вопрос, состоит ли Жданок в Штабе, она ответила положительно, но подчеркнула, что никакую должность там не занимает.
"Членом Штаба защиты русских школ может стать каждый, кто приходит по понедельникам в 18:30 на улицу Рупниецибас, 9 (адрес партии "Русский союз Латвии", где и проходят собрания) и разделяет общее мнение о необходимости отмены перевода школ на латышский язык", – пояснила Татьяна Аркадьевна.
Рассказывая следователю о Штабе, Жданок пояснила, что данное общественное движение было создано еще в 2002 году, когда была первая попытка ликвидировать обучение на русском языке в средних школах. После того как с властями Латвии в этом вопросе было достигнуто компромиссное решение о языковой пропорции – 60/40, работа Штаба была приостановлена, однако в свете нынешних событий деятельность движения было решено возобновить.
Оперативник сразу же задался вопросом, кто возобновил деятельность Штаба, на что Татьяна Аркадьевна с категоричной прямотой ответила ему: "Министр образования Карлис Шадурскис" — и потребовала, чтобы эти ее слова были внесены в протокол. По словам Жданок, следователь стушевался и как-то окольно это записал и, поспешив перевести допрос в другую плоскость, спросил, когда была восстановлена работа Штаба.
На этот вопрос Жданок ответила предельно точно: "23 октября, когда мы протестовали против инициированной Шадурскисом реформы, напротив, руководимым им министерством образования".
Как она подчеркнула, эти слова все же были записаны в протоколе, который по ее настоянию велся на русском языке.
Жданок отметила, что с нее не взяли подписки о неразглашении и она может свободно говорить о происходившем на допросе.
Радикализация протестов – законна или нет?
Следователь указал, что на Родительском собрании звучали различные радикальные высказывания, в частности слова Владимира Линдермана о необходимости радикализации протестов. Однако Татьяна Аркадьевна ему объяснила, что радикализация вполне может быть в рамках, предусмотренных латвийской Конституцией, тем самым совершенно не противореча действующему законодательству.
"Законные акции могут быть в разной степени радикальными. Например, забастовка сама по себе радикальна, но, тем не менее, это абсолютно законная акция протеста. Закон о забастовке был принят Верховным советом еще в начале девяностых годов. Также радикальными можно назвать шествия с перекрытием движения, однако это тоже полностью законное средство", – заявила следователю Жданок.
Так что говорить о том, что на Вселатвийском родительском собрании были произнесены призывы, направленные на свержение нынешней государственной власти, совершенно абсурдно. По мнению Жданок, все это явно имеет под собой политический подтекст с целью запугать активистов и вынудить их прекратить протестную деятельность.
"Несмотря ни на что, мы будем продолжать наши акции и скоро объявим о месте и времени нашего нового мероприятия, приуроченного ко Дню защиты детей", — подчеркнула Жданок.
Грядет массовое сплочение
Похожих взглядов придерживается и депутат Европарламента Мирослав Митрофанов, выступивший с заявлением, что он берет на себя ответственность за Родительское собрание и готов заменить собой в тюрьме Гапоненко и Линдермана. По его словам, в последнее время влияние радикальных националистов на политическую систему Латвии резко возросло, и сейчас они занимаются продавливанием решений через правоохранительные органы.
"Тоталитарные фантазии националистов в отношении русских активистов воплощаются в реальность руками Полиции безопасности", – отметил Митрофанов.
Однако, по его мнению, подобные действия могут привести к противоположному эффекту, сплотив русскоязычных жителей Латвии вокруг идеи ненасильственного сопротивления школьной реформе.
"Правящие националисты добились того, что идет консолидация русского меньшинства. На шествии 1 мая было 10 тысяч человек, а на "Бессмертном полку" 9 мая уже 15 тысяч, что говорит о том, что потенциал роста есть и он колоссальный. Репрессивная реакция властей всегда приводит к еще большему подъему протестного движения", – резюмировал политик.