РИГА, 13 июн — Sputnik. Журналист Алла Березовская на своей странице в Facebook сообщила о продлении ареста полковника-лейтенанта МВД в отставке Олега Бурака, обвиняемого в шпионаже в пользу России.
Бурака обвиняют в совершении преступления, предусмотренного статьей 85, частью 2 Уголовного закона ЛР. Статья карает за "незаконный сбор информации, содержащей государственную тайну, или выдачу государственной тайны иностранному государству или иностранной организации напрямую или через посредничество другого лица". Наказание — от трех до двадцати лет лишения свободы.
В четверг, 13 июня, прошло заседание по делу Бурака, результатом которого стало продление его ареста на два месяца. В ходе заседания состоялся пикет в защиту бывшего сотрудника правоохранительных органов.
Протестующие, среди которых лидер Русского союза Латвии Татьяна Жданок и публицист и общественник Владимир Линдерман, стояли у здания Видземского суда в Риге с плакатами "Долой шпиономанию! Российская угроза - это миф!", "Полиция (БЕЗ)опасности для свободы слова", "Свободу Олегу Бураку". И все это на сорокаградусной жаре.
"У здания суда в Риге идет пикет в защиту Олега Бурака, огульно обвиняемого в шпионаже в пользу России. Окажется ли латвийская Фемида гуманнее и демократичнее российской? На улице плюс 39 градусов! Но народ стоит!.. Обновлено - арест продлили на два месяца! Какой позор!.." — написала Березовская в Facebook.
Березовская в своем сообщении сравнивает положение дел в Латвии с нашумевшим в России случаем журналиста Ивана Голунова, которого 6 июня задержали в Москве. Тогда речь шла о том, что у него нашли пять свертков с наркотиком мефедроном. Было возбуждено уголовное дело, Голунова проверяли на причастность к деятельности "группы лиц, занимающихся сбытом наркотиков в Московском регионе", сообщало РИА Новости.
Власти слышат - власти не слышат
Голунов утверждал, что наркотики ему подбросили. Ситуацию взяла под контроль московский омбудсмен Татьяна Потяева, СПЧ попросил прокуратуру и ГУ МВД по Москве проверить законность и обоснованность действий полиции при задержании Голунова. О контроле за делом сообщила и Генпрокуратура. Помощник президента РФ Антон Кобяков заявил, что лично изучит дело Голунова.
Случай задержания Голунова вызвал волну протестов. И 11 июня глава МВД РФ Владимир Колокольцев сообщил, что дело против Голунова прекращено в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления. Журналист был освобожден из-под домашнего ареста, обвинения с него сняли.
Колокольцев также ходатайствовал об отстранении от должностей начальника управления по наркотикам ГУ МВД по Москве Юрия Девяткина и начальника УВД по ЗАО Андрея Пучкова. Тринадцатого июня стало известно о том, что они лишились должностей.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявляла, что освобождение журналиста Ивана Голунова показало, что власть слушает и слышит гражданское общество.
В Латвии же, очевидно, что власть абсолютно глуха и слепа и гражданское общество ее не волнует. Ни марши за русские школы, ни пикеты с требованием освобождения политических заключенных не волнуют латвийских политиков и чиновников.
Бурак, двадцать лет проработавший в МВД, был задержан в октябре 2018 года. Как ранее писал Sputnik Латвия, одна из примечательных деталей в биографии Бурака — суд с Центром государственного языка, который выписал ему штраф за недостаточное — не соответствующее уровню занимаемой в МВД должности — знание латышского языка.
Кроме того, из публикаций в прессе известно, что Бурак пытался бороться с коррупцией в системе МВД. Писал в вышестоящие инстанции о разворовывании денег. Разоблачая коррупцию, он, видимо, нажил себе влиятельных врагов.
Публицист и общественный деятель Владимир Линдерман не раз в своих статьях задавался вопросом о том, зачем шпиону так подставляться и привлекать внимание. "Удивительный "шпион", — иронизировал Линдерман.
Сам Бурак себя виновным не признает. Он высказывал предположение, что, работая в Информационном центре (ИЦ) МВД, он вскрыл факты коррупции, в которой был замешан его непосредственный начальник. Начальник давно уволен, но сохранил хорошие связи в спецслужбах, и это его месть Бураку.