РИГА, 5 июн — Sputnik, Алексей Стефанов. Обычно театральный зритель, отправляясь на спектакль, знает имя режиссера, возможно, обращает внимание на фамилию композитора, но редко замечает, кто работал над пространством, и уж точно не задумывается, кто художник по свету. Между тем от того, как будут играть огни софитов, зависит успех постановки.
С художником по свету Оскарсом Паулиньшем я хотел встретиться давно. Его фамилия регулярно появлялась на афишах премьерных спектаклей московских театров – Театра Маяковского, "Геликон-оперы", МХТ им. Чехова, Театра имени Пушкина, "Гоголь-центра", но застать его в России было непросто. Он и в Латвии нарасхват – работает в Латвийском национальном театре, сотрудничает с Рижским русским театром им. Чехова, Новым Рижским театром, Латвийской национальной оперой, Валмиерским драматическим театром, Лиепайским театром, а также играет светом на различных мероприятиях, как внутри помещений, так и на открытом пространстве.
Но на премьере спектакля "Московский хор" режиссера Никиты Кобелева по пьесе Людмилы Петрушевской мы все-таки встретились.
"Я работаю в Риге в Национальном театре и, мне кажется, что Театр Маяковского очень похож на него, поэтому мне приятно работать здесь и очень нравится общаться людьми, которые в нем служат", - сразу же сказал Оскар Паулиньш, когда мы встретились.
В Театре Маяковского он работает уже во второй раз – год назад Паулиньш ставил свет в спектакле "Донжуан" режиссера Анатолия Шульева.
"Работать в "Московском хоре" меня пригласили Никита (Кобелев – ред.) с Моникой (Пормале – художник постановщик в спектакле "Московский хор" – ред.). С Моникой мы работали много раз. Думаю, именно она замолвила за меня слово. А осенью и сам Никита будет работать у нас в театре. Так что сработались мы в Москве, а продолжим сотрудничество в Риге", - улыбается Оскарс Паулиньш.
Он и сам прекрасно понимает, что его работу видят, знают и ценят, в основном, знатоки. "Зритель о свете не задумывается, хотя это одна из важных составляющих действия. Свет - это атмосфера. Художник по свету очень много работает вместе со сценографом, вместе мы помогаем режиссеру построить правильную атмосферу. А иначе спектакль просто не будет работать", - поясняет Оскарс.
Над спектаклем "Московский хор", как признается художник по свету, пришлось работать очень много. Моника Пормале предложила перенести сцену и актеров в зал, а зрителей посадила на сцене. "В большом красивом зале сделать многонаселенную квартиру было непросто. Но, я думаю, у нас все прекрасно получилось", - говорит Паулиньш.
Игра со светом давно стала для Паулиньша не только работой, но и хобби. Оскарсу интересно все, что с этим связано, поэтому он часто берется за эксперименты, принимает участие в ежегодном фестивале света Staro Rīga, который открывает новые грани привычного облика исторического центра столицы.
Выбирать профессию, как другим школьникам, Оскарсу не пришлось. Он еще учился в 10-м классе, когда мама пригласила его работать осветителем в Латвийский национальный театр.
"Она была боссом у осветителей, после уроков я ходил к ней в театр подрабатывать. И сразу понял, какой это удивительный мир, как это интересно - свет, люди, театр. Это очень круто. Конечно, тогда я работал обычным осветителем – принес, унес приборы, проложил провода. Но стоя у сцены, я смотрел и думал, что когда-нибудь сам научусь выставлять свет и это будет очень здорово. Шаг за шагом я этому учился, и сейчас мне это приносит огромное удовольствие", - говорит Паулиньш.
Паулиньш устанавливал свет примерно в двухстах спектаклей. Но свою первую работу хорошо помнит. После учебы на специализированных курсах Санкт-Петербурга и Лондона ему предложил поработать вместе актер и режиссер Валдис Луриньш. Их постановка пережила 150 показов, и только недавно была закрыта. "Помню, было тяжело, я очень волновался, но все получилось и, видимо, неплохо, раз спектакль так долго жил", - отмечает Паулиньш.
Теперь каждая работа Паулиньша в театре начинается с чтения пьесы, просмотра двух полных репетиций. Только после этого у него в голове рождается план, и он вместе с осветителем театра выставляет все приборы и проходит шаг за шагом, проигрывая спектакль в голове.
"Я очень люблю находиться в нулевой позиции и начинать работу с чистого листа. После стольких спектаклей могу сказать точно – я давно живу в театре и для театра", - уверенно говорит Оскарс Паулиньш.