РИГА, 26 мая — Sputnik. Украинский посол в ФРГ Андрей Мельник пообещал продвигать новые санкции против России, если Москва проигнорирует решение Международного трибунала по морскому праву по украинским морякам. В РФ настаивают, что у арбитража нет юрисдикции рассматривать ситуацию в свете упомянутых обстоятельств, передает РИА Новости.
Международный трибунал по морскому праву встал на сторону Киева по делу о провокации в Керченском проливе. Трибунал требует от России освободить украинские военные катера "Бердянск","Никополь" и буксира "Яны Капу" и 24 моряков, задержанных в Керченском проливе за нарушение российской границы, объявил глава трибунала Пак Чжин Хён. Трибунал также предписал России и Украине до 25 июня представить отчеты по ситуации в Керченском проливе. При этом трибунал не требует от РФ прекращения уголовного преследования в отношении задержанных моряков. Российская сторона в слушаниях участия не принимала.
Реакция Украины
После оглашения решения в МИД Украины назвали его "настоящей победой". "Россия также, как и мы, будет должна предоставить отчет в трибунал в течение месяца о том, как они реализуют решение трибунала. Это самое важное: как они поведут себя, что они будут делать", - заявила замглавы МИД Украины Елена Зеркаль.
В свою очередь новый президент Украины Владимир Зеленский заявил, что, если Россия выполнит решение трибунала, это может стать шагом к разблокированию переговоров между Киевом и Москвой. "Посмотрим, какой путь выберут в Кремле", - написал Зеленский на странице в Facebook.
Посол Украины в ФРГ Андрей Мельник заявил, что украинская сторона будет продвигать санкции в отношении РФ, если она не освободит украинских моряков.
"Если же Москва решит игнорировать это решение, то мы будем продвигать идею введения новых - гамбургских - санкций в отношении России", - заявил Мельник.
Реакция России
Российская сторона считает решение трибунала нелегитимным, поскольку он не обладает соответствующей юрисдикцией.
"Заявления, сделанные как Россией, так и Украиной, при подписании и ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, исключают возможность задействования предусмотренных Конвенцией процедур разрешения споров в отношении инцидента 25 ноября 2018 года в районе Керченского пролива", - говорится в комментарии на сайте МИД РФ.
Во внешнеполитическом ведомстве заявили, что Россия намерена последовательно отстаивать свою позицию, в том числе отсутствие у арбитража юрисдикции рассматривать данную ситуацию.
Юрист, доцент РАНХиГС при президенте России Кира Сазонова пояснила, что оговорка, сделанная Москвой при подписании документа о создании трибунала и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, заключается в том, что, "если какое-то дело будет рассмотрено с участием России, которое будет касаться непосредственно ее суверенитета и национальной безопасности, то юрисдикцию Гамбургского трибунала для России является не обязательной".
"То есть мы не можем позволить трибуналу, который достаточно такой утилитарный орган и занимается вопросами судоходства, рыболовства и так далее, мы не можем позволить данному органу решать вопросы, связанные с суверенитетом и национальной безопасностью", - добавила она.
Она отметила, что после воссоединения Крыма с РФ в 2014 году вопрос относительно Керченского пролива является вопросом внутреннего суверенитета РФ.
Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас также отметил, что трибунал вышел за пределы юрисдикции.
"Международный трибунал, фактически разрешая по существу вопрос о характере спора по требованиям Украины к России, вышел за пределы собственных полномочий в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву", - сказал Клишас.
Он подчеркнул, что при ратификации конвенции российская сторона оговорила, что не принимает предусмотренные этим документом обязательные процедуры по спорам, касающиеся военной деятельности, а также те, которые касаются осуществления суверенных прав и юрисдикции. При этом схожую оговорку при ратификации конвенции сделала и Украина.
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев также заявил, что ситуация с украинскими моряками - дело только двух стороны - России и Украины.
"Это дело двух сторон, России и Украины, одна из которых совершила грубую провокацию, пытаясь пересечь границу другой стороны в нарушение общеизвестных процедур", - написал Косачев на своей странице в Facebook.
Зампред комитета Госдумы по обороне Александр Шерин, комментируя решение трибунала, назвал его политическим.
"Я думаю, что оно (требование) больше политическое. Потому что до этого решения очень многие страны отказывали Российской Федерации заход в порты наших кораблей. Для нас сегодня ничего не изменится", - сказал Шерин.
Руководитель рабочей группы по международно-правовым вопросам при постоянном представительстве Крыма при президенте РФ Александр Молохов также отметил, что решение суда не было единогласным.
"Обращаю внимание на то обстоятельство, что оно не было единогласным, ряд судей высказали свое особое мнение. На военные корабли не распространяется юрисдикция данного трибунала, и конвенция о морском праве здесь также неактуальна", - сказал Молохов.
Украинская провокация в Керченском проливе
Корабли ВМС Украины "Бердянск", "Никополь" и "Яны Капу" 25 ноября нарушили госграницу России и несколько часов опасно маневрировали во временно закрытой российской акватории, не реагируя на законные требования российских катеров и кораблей.
С применением оружия корабли ВМС Украины были задержаны, на борту оказались 24 украинских военных, в том числе сотрудники СБУ, которые, по данным ФСБ РФ, координировали провокацию. Украинским военнослужащим предъявлены обвинения в незаконном пересечении госграницы РФ.
Президент РФ Владимир Путин назвал инцидент в Керченском проливе заранее заготовленной провокацией, которую Порошенко использовал как предлог для введения на Украине военного положения в преддверии президентских выборов. При этом российский лидер отметил, что пограничники ФСБ РФ выполняли свой долг по защите государственной границы.