Как защитить семью и веру, или Европа запуталась в "толерантных ценностях" либерализма

Европа теперь все чаще с завистью смотрит в сторону России, где у людей все еще надежный фундамент под ногами – вера
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 18 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. В Риге по приглашению ведущих проекта "Культурная линия" гостила и выступала Елена Жосул, которая считается одним из наиболее ярких православных политологов России. Есть такое направление – православная, а если еще шире, то – христианская политология. Ведь с каждым годом вопросы веры все теснее оказываются связаны с политикой. И те самые вопросы веры часто в том же курсе, что держит власть – и во внешней и, само собой, во внутренней политике.

Елена Жосул - автор программ на телеканале "Спас", где, в том числе, ведет социально-политическое ток-шоу "До самой сути", а в прошлом году открыла первую в мире онлайн-школу православной культуры Pravoslavie.School, которая выросла из странички в сети Instagram, и сейчас на нее подписаны десятки тысяч людей из разных стран. В Риге на встрече она рассказывала о вызовах православному в частности, и христианскому миру в целом – как в России, так и в Европе.

Как защитить семью и веру, или Европа запуталась в "толерантных ценностях" либерализма

В Европе эта проблема более чем актуальна, поскольку в ходе насаждения либеральных ценностей, миллионы людей в итоге оказались "в тупике толерантности". Последнее, как лозунг, теперь перед выборами в Европарламент используют многие политические партии правого толка, как например, "Альтернатива для Германии", предлагая электорату чуть ли не в первых пунктах: "Пора выйти из тупика толерантности"

Такие настроения логичны. Спросите теолога или философа, и он вам подробно расскажет, что, по сути, вся ньютоновская физика построена на основах Библии. А сам Чарлз Дарвин под конец жизни, переосмыслив многие из своих трудов, написал, что "цепочка эволюции своим концом прикована к престолу Божьему". Европейские традиции, культура, взаимоотношения людей построены на основах христианской веры, которая, как однажды сказал патриарх Кирилл, буквально "вписана в код ДНК" человека. И теперь этот код (или - фундамент под ногами – как кому понятнее) искусственно разрушают либеральные силы.

Чужие ценности и вредные прайды

Неудивительно, что теперь все больше людей, ранее критиковавших Россию, уже смотрят на нее как на чуть ли не единственный оплот веры в мире, где разрушаются традиционные ценности и законы, например, семьи. Об этом и многом другом Елена поговорила с корреспондентом Sputnik.

- У нас 17-го мая в самом центре Вецриги прошел большой пикет либеральной партии "Прогрессивные", более того – ее молодежного крыла "Протест". Участники требовали принять закон о гражданских союзах – для однополого сожительства, а также подняли тему "изменения пола без принудительной стерилизации".

Мартынов: странам Балтии больше не интересны консервативные ценности
- Я понимаю людей, живущих в Европе и не желающих принимать такие либеральные толерантные ценности, - говорит Елена Жосул. - Но при этом ситуация в Европе, конечно, очень неоднозначная. Очевидно, что у вас большой разрыв между простым народом с их чаяниями и властными элитами с их ценностями, которые упорно продвигаются – вроде однополых браков. Политическая верхушка ЕС ориентирована на одно, а абсолютное большинство жителей – на другое. Здесь речь идет и прайдах сексуальных меньшинств, и о законе об однополых союзах, и о Стамбульской конвенции, и о рассуждениях о разных способах перемены пола, об эвтаназии, абортах и о прочем в том же духе.

Не тех "отсталыми" называем

- В свою очередь в России в этом смысле политическая власть не противостоит простому народу, - продолжает Елена Жосул. У нас мало отличаются общественные настроения и решения политических элит. Все примерно в одном направлении. Власть, в частности, ориентирована на сотрудничество с церковью, с традиционными религиозными конфессиями. В то же время для меня очень яркий пример, что с Европой далеко не все так плохо, - это многотысячные марши во Франции в защиту семьи и традиционных ценностей.

Как защитить семью и веру, или Европа запуталась в "толерантных ценностях" либерализма

- Только вот в Риге, когда речь заходит об проведении митинга или шествия в защиту традиционных ценностей – нормальной семьи и брака – так представители власти сразу обвиняют организаторов, что те "нетолерантны", "отсталые", "маргиналы", а то и вовсе "управляемы рукой Москвы". В Латвии этого всего мы наслышались в прошлом году, когда по центру Риги прошел прайд сексуальных меньшинств, во главе которого были послы США и многих европейских стран.

- В России мне себе такое представить сложно. Хотя организации сообщества ЛГБТ, конечно, и в России есть, и всем понятно, с какой стороны они финансируются и для чего именно.

В то же время и у вас, и в других европейских странах, политические элиты популяризируют свое "добро", а абсолютное большинство людей относится к тем же прайдам однозначно. При этом важно понимать: когда существует такой большой "ценностный разрыв" между властью и обществом (которое эту же власть и избрало), - серьезная проблема. Она показывает, что ситуация крайне нездоровая, рано или поздно это может привести к большому конфликту в стране.

Коррупция – суть искажение совести человека

- Все чаще в СМИ можно прочесть, услышать или увидеть, что люди, не согласные с либерально ориентированными представителями власти, все громче призывают: политики должны признавать религию в качестве базиса и фундамента человеческих отношений.

Крутаков: в Прибалтике хотят уничтожить традиционные ценности
- Верно, это базис, на котором все строится и развивается. Задумайтесь об этом. Причем, в мире теперь все больше людей многие процессы стараются рассматривать именно с точки зрения веры, даже – проблему коррупции. Не удивляйтесь. Проанализируйте ситуацию – и само явление коррупции. Попробуйте об этой проблеме говорить так, что она есть следствие искажения человеческой совести.

Коррупция: воровство, ложь, обман, стяжательство. Задумайтесь об этом, когда услышите об очередном коррупционном скандале с известным в обществе политиком, а потом увидите, как он позирует журналистам в православном храме и даже что-то жертвует для него. Тогда можно и нужно громко говорить: что же происходит с совестью этого человека.

- Но как излечить общество от этой болезни? Как в Китае?

- Да, там и сажают, и конечности отрубают, и даже расстреливают. И все равно – уровень коррупции в Китае чересчур высокий. То есть дело не всегда в страхе перед законами человеческими.

Холодная война на православной карте

- Какая сейчас ситуация в целом в православном мире?

- Он переживает непростое время – из-за ситуации на Украине. Тут важно вот что понимать. Православный мир очень пестрый: разные поместные церкви в разных странах с разными обычаями, традициями, укладом жизни и взглядом на происходящее. Все живут по-своему, так или иначе взаимодействуя с государством и властью. Но при этом в православном мире любые события всегда проходили медленно и неторопливо, спокойно, размеренно. А тут раз – и случился разрыв. Все произошло стремительно – меньше, чем за год.

Милда с радугой и ЛГБТ-Лачплесис: дети у Сейма требуют разрешить однополые браки
Для всего православного мира этот раскол крайне тягостен. Не просто "обозначились противоречия", но чуть не линия фронта пролегла между Константинопольским патриархатом и буквально всеми остальными православными церквями, которые уважительно относятся к Русской православной церкви и Московскому патриархату.

В итоге до того дошло, что теперь мы, люди мира Московского патриархата, не можем причащаться и исповедоваться в храмах Константинопольского; священники не должны совместно служить, совершать общие литургии.

- Так что в итоге будет дальше?

- Из-за всего произошедшего теперь крайне непросто говорить: что же будет дальше в православном мире. Сейчас многие прямо говорят, что на мировой карте православного мира началась холодная война. И тяжелее всего приходится простым верующим, которые вдруг оказались перед самым сложным выбором – с кем быть, в какие храмы ходить, продолжать ли общаться со священнослужителями, с которыми были близки духовно уже очень давно и вдруг оказались по другую сторону "занавеса". Вопросы, на которые отвечать крайне сложно – в том числе и нам на телеканале "Спас". Остается только верить, что со временем эта война закончится и люди, ведущие себя неправильно, окажутся в изоляции, потеряют всяческий авторитет даже в глазах тех, кто пока еще с ними.