Встреча Арктического форума в финском Рованиеми получилась неожиданно острой и скандальной, отмечает автор РИА Новости Иван Данилов. Автором скандала стал американский госсекретарь (и бывший руководитель ЦРУ) Майк Помпео, который решил использовать арктический саммит для того, чтобы нанести вербальный удар по арктическим проектам России и Китая, а также заявить об американских претензиях на главенствующую роль в арктическом регионе.
Без традиционного американского бряцанья оружием тоже не обошлось, но в данном случае важен не перформанс самого Помпео (который повел себя не как дипломат, а как лоббист американского военно-промышленного комплекса), а тот сравнительно неожиданный результат, которого он смог добиться на саммите.
Чувствовалось, что госсекретарю США Помпео во время выступления очень сильно не хватало реквизита, и конкретно — курительной трубки и увеличительного стекла, которым пользовались известные сыщики XIX века.
С таким реквизитом ключевая претензия высокопоставленного американского дипломата и шпиона звучала бы более убедительно: "Россия уже оставляет следы на снегу, это следы от армейских сапог!" — сказал Помпео перед началом министерской встречи Арктического совета.
1) Америка вдруг обнаружила (!) в Арктике "следы России" и "китайское влияние", и
2) Америка намерена ликвидировать эти проблемы самым решительным образом.
Главную арктическую боль американской дипломатии Помпео сформулировал в виде жалобы. Оказывается, по его версии, "Москва незаконно требует, чтобы другие страны обращались к России за разрешением на использование маршрута через Северный Ледовитый океан".
На самом деле Москва просто обозначает свои права и устанавливает свои правила в строгом соответствии с международным правом, но, как показывает практика, для наших заокеанских оппонентов само понятие международного права существует только в том случае, если его можно использовать в качестве инструмента давления на противников Вашингтона. И, соответственно, никогда в том случае, если его использование приведет к ограничению американских интересов.
В конце концов, совсем недавно советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон показал чудеса искренности и признался, что ему и всей администрации Трампа не стыдно использовать термин "Доктрина Монро", и не постеснялся заявить о том, что Венесуэла находится в "нашем (американском — ред.) полушарии".
В этих условиях бесполезно говорить о соблюдении международного права, в котором ни о каком "американском эксклюзивном праве на установление правительств в Западном полушарии" не сказано ни слова.
Очень жаль, что среди западных журналистов, присутствовавших на министерской встрече Арктического совета, не нашлось смельчака, который бы поинтересовался у госсекретаря Помпео, не считает ли он, что "Доктрина Монро" распространяется еще и на Северное полушарие планеты. Был шанс узнать много интересного о том, как в Белом доме воспринимают окружающую геополитическую и географическую реальность. Американцев часто подозревали в том, что они все ресурсы планеты (начиная от нефти и заканчивая ключевыми торговыми путями) делят на две категории: ресурсы в американской собственности и ресурсы, которыми американцы имеют полное право пользоваться как своей собственностью, потому что они "принадлежат всему человечеству".
Но еще никогда (по крайней мере, в последние десятилетия) американская дипломатия не говорила так открыто о своих претензиях на право владеть или управлять другими странами (как в случае Венесуэлы) или ключевыми морскими путями (как это происходит в случае русской Арктики).
Впрочем, надо отметить, что у США претензии не только к России, но и к Китаю, которому досталась даже более серьезная доза критики и угроз.
Идея запретить Китаю дружить с Россией в Арктике, запретить использовать арктические российские торговые пути, запретить привлекать другие арктические страны в масштабный китайский проект "Один пояс — один путь", а также запретить выдавать этим странам кредиты на развитие арктической транспортной инфраструктуры — это очень смелое предложение американской дипломатии.
Но возникают обоснованные сомнения в том, что оно найдет понимание и поддержку в Пекине. Кстати, угроза с превращением Арктики в аналог Южно-Китайского моря выглядит в исполнении Помпео особенно комично. В Южно-Китайском море максимум успехов, которыми может похвастаться США, заключается в том, что американские военные корабли периодически могут там устраивать провокации "на грани фола", а Китай спокойно "столбит территорию". Если американская борьба с Россией будет такой же эффективной, как американская борьба с Китаем в Южно-Китайском море, то за наш успех в Арктике можно не беспокоиться. Хотя нужно признать, что американцы умеют выжимать максимум пиара из своих провокаций. Видимо, ради этих самых провокаций они и собираются наконец-то начать (с опозданием примерно на десятилетие) строить современный ледокольный флот, о чем торжественно сообщил главный американский дипломат.
Как сообщает The New York Times, представители стран — участниц и стран — наблюдателей Арктического совета (в Арктический совет входят Россия, Канада, США, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия, а Китай, Индия, Южная Корея, Сингапур, Италия и Япония являются наблюдателями) были крайне раздражены тем, что форум, который обычно используется для совместного решения общих арктических проблем с особым акцентом на экологическое сотрудничество, был превращен американской стороной в очередную арену для выяснения отношений с геополитическими противниками. Один из дипломатов, участвовавших в переговорах, сообщил The New York Times, что атмосфера была явно недружественной по отношению к американским дипломатам: "С одной стороны семь стран (все страны — участницы Арктического совета — ред.), а с другой — США".
Если так будет продолжаться дальше, то американцам придется с лупой искать в Арктике не следы российских армейских сапог, а хоть кого-нибудь, кто захочет поддержать их.