РИГА, 8 мая — Sputnik. Существующий объем грузов из России сохранится в течение трех-четырех лет, после того, как на Финском заливе, в Мурманске, на Таманском полуострове будет завершено строительство новых терминалов, грузопоток в Латвию начнет снижаться, считает председатель правления Вентспилсского порта Айварс Лембергс.
По его словам, позитивная динамика по грузообороту Вентспилсского порта в первые месяцы этого года еще ни о чем не говорит.
"Для Латвии это не позитивная тенденция. Все дело в том, что в российских портах мощности для перевалки угля недостаточны, и для его вывоза Россия вынуждена использовать порты других стран, в том числе стран Балтии. Если для перевалки нефтепродуктов порты Латвии используются по остаточному принципу и тенденция снижения потока этих грузов стремительно продолжается, то с углем это происходит медленнее. Рижские терминалы сейчас не справляются с грузопотоком угля, поэтому он идет и в Вентспилс, за счет чего в этом году наблюдается прирост грузооборота. К тому же в прошлом году зимние месяцы были очень слабыми для портовых терминалов, поэтому в этом году есть плюс", - рассказал Лембергс в интервью Ventas Balss.
По его мнению, еще три-четыре года Латвия будет сохранять объемы перевалки угля, следующего транзитом из России, а дальше – перспективы неясные.
"В Финском заливе строятся мощные терминалы, кроме того, давно заявленный терминал в Мурманске, насколько я знаю, продвигается, а также на Таманском полуострове осваиваются миллиардные капиталовложения в перегрузочные мощности. (…)Транспортная система России ориентирована либо на Финский залив, либо на Беларусь и через нее – в Европу, только не на страны Балтии", - пояснил Лембергс.
Председатель правления Вентспилского порта считает, что стивидорам надо перестать надеяться на массовые грузы, такой ситуации, как раньше, уже не будет никогда, и те, кто не сумеет переориентировать свой бизнес на работу с различной номенклатурой грузов меньшего объема, уйдут.
"Если когда-то в порту перегружалась сырая нефть, низкокачественное дизтопливо и небольшие объемы бензина, то сейчас массовые грузы нефтепродуктов замещает нефтехимия, которая намного более вонючая, чем прежние грузы, что почувствовали и жители города, а нефти и вообще нет. Поэтому из перегружающих нефтепродукты компаний останутся на плаву те, которые будут способны очищать свои трубопроводные системы под каждый новый груз, а те, кто понадеется на массовые грузы, не выдержат конкуренции", - сказал Лембергс.
Также он оценил перспективы замещения российских грузов в Латвии китайскими. По его словам, какой-то объем китайского транзита Латвия может получить, но это несопоставимо с потоком из РФ.
"Китай выбрал своим стратегическим партнером на востоке Беларусь, где под Минском строится огромный индустриальный парк "Великий камень". Латвия может надеяться на китайские грузы, которые будут направляться в Скандинавию, но нам придется конкурировать с Клайпедой. Поскольку самое короткое соединение Латвии со Скандинавией – через Вентспилс, то мы тоже надеемся на китайские грузы. Правда, какого-либо благоприятного для нас прогресса пока что нет. В любом случае это будут не массовые грузы, не миллионы тонн, поэтому они не смогут заместить утраченные транзитные грузопотоки", - сказал Лембергс.
Проект железнодорожной магистрали Rail Baltica, по его мнению, для Вентспилсского порта, скорее, отрицательный.
"Rail Baltica, скорее, отнимет у нас грузы, чем добавит. Часть грузов в Европу будет доставляться по железной дороге, а не через порты. В выигрыше окажется Рига, где грузы станут перегружать. Правительство Латвии подходит к этому проекту в отрыве от остального народного хозяйства, не проанализировав влияние Rail Baltica на Лиепаю, Вентспилс и всю Курземе в целом. Экономического обоснования проекту Rail Baltica нет, это чисто политический проект", - сказал Лембергс.