РИГА, 3 апр — Sputnik, Евгений Лешковский. Многие русские и латышские СМИ уже успели сообщить новость, переписанную друг у друга. Новость состояла в том, что Служба государственной безопасности (СГБ - она же бывшая Полиция безопасности) начала уголовный процесс против экс-депутата думы в Стопини, тренера по кикбоксингу Юрия Васильева.
Дело в том, что Васильев на своей страничке в Facebook якобы прославлял депортации латышей. Sputnik Латвия спросил у него, как все было на самом деле.
Спор о наследии
Недавно в Латвии вспоминали очередную памятно-траурную дату массовых депортаций латышей в Сибирь - 25 марта. О том, что дата, в общем-то, достаточно спорная, говорили многие, и даже президент Латвии Раймондс Вейонис.
Прямая цитата: "Депортации латвийского народа проводили не только специально введенные войска и чекисты. Людей на репрессии добровольно или против своей воли, из страха или убеждения обрекали соседи, родственники и земляки. И эта вина тоже является частью наследия нашего народа".
Начнем с того, что именно эта дата - 25 марта, а не другие, связана в первую очередь с послевоенными депортациями из Латвии семей и участников формирований "лесных братьев". Даже на официальном уровне спорят: а герои ли эти "братья"?
И президент Вейонис подлил масла в огонь, сказав, что, о ужас, в депортациях латышей участвовали в том числе и латыши, стоявшие, разумеется, по разные стороны правды. Усомнился, понимаешь, президент в чистоте нации, за что и был многократно поруган в латышских СМИ. А ранее то же самое, но только жестче и чаще говорил евродепутат от Латвии, социалист Альфред Рубикс.
Но стоит отметить, что ни на кого из них не заводила уголовные дела Полиция безопасности.
Кто-то тут в геноциде усомнился
А вот что написал в соцсети бывший представитель партии "Согласие" и Партии движения (Rīcības partija) Юрий Васильев.
"57 549 человек вывезли в отдаленные районы получать образование! При этом бесплатно! После чего вернувшиеся в Латвии получают лучшие пособия, чем некоторые пенсию! А возвращаться хотели не все, так как в Сибири им было лучше!"
Спору нет, местами, возможно, излишне эмоционально и неосторожно: знает ведь Юрий, в какой расчудесной стране живет. И этот пост в Facebook стал поводом для публикации в той же соцсети гневной заметки журналистки LNT (Latvijas Neatkarīgā Televīzija) Инесы Супе. А вслед за этим последовала реакция от СГБ.
К слову, так обычно и бывает: спецслужба разбирается с инакомыслящими после "правильных заметок" от "правильного человечка". Такое печатное стукачество в СМИ случалось за последние четверть века в Латвии многократно: спросите об этом, например, публициста и правозащитника Владимира Линдермана или лидера Русского союза Латвии Татьяну Жданок, или сопредседателя Латвийского комитета по правам человека и экс-депутат парламента Владимира Бузаева.
В СГБ сообщили СМИ, что против Юрия Васильева начат процесс по статье "Оправдание геноцида, преступления против человечности, преступления против мира и военные преступление", которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, кратковременного лишения свободы, исправительных работ или денежного штрафа.
Только возникает вопрос, а где именно в своем коротком посте Васильев "оправдывал геноцид, преступления против человечности и мира"? Да, написал он мнение несколько отличное от официальной идеологии. Вернее, он просто сказал иначе, чем, к примеру, принято на LNT или в других "правильных СМИ", вроде газеты Neatkarīgā, где работает небезызвестная Элита Вейдемане, которая, к слову, первая набросилась на президента Вейониса, посмевшего сказать, что в депортациях участвовали и латыши.
Как дед вспоминал
Вот и в нашем случае мы видим, что совершенно невинные высказывания Васильева в Facebook, по сути, наложились на какие-то внутренние комплексы автора Инесе Супе и попали в струю общей тенденции в Латвии "поиска врагов и инакомыслящих", которые могли бы продолжить логичный ряд Гапоненко-Линдерман-Жданок.
И вот, что рассказывает сам Васильев.
"Я не оправдывал депортации. Но, во-первых, мой дедушка Яков Андреевич был из депортированных 1940 года: он служил в рядах полиции при Карлисе Улманисе. Его депортировали в Сибирь одним из первых. После войны он вернулся в Ригу, где сумел не просто начать новую жизнь, а стал служить в рядах милиции. А теперь, во-вторых. То, что я написал, отчасти было эхом рассказов деда, которые я слышал в детстве. Он буквально так и говорил, что многие в Сибири, в городках и деревнях получали хорошее и, уж понятно, бесплатное образование, к тому же смогли посмотреть мир. А последнее - это большой жизненный опыт, ведь эти люди открывали для себя мир, в том числе и других людей - самых разных. И факт, против которого не попрешь, - далеко не все из депортированных латышей вернулись в Латвию, поскольку обзавелись в Сибири семьями и пустили в ту землю глубокие корни".
Депортации новой Латвии
Васильев предложил также вспомнить о том, что происходит в Латвии на данный момент, когда население стремительно сокращается, и масштабы этой убыли не идут ни в какое в сравнение с цифрами тех давно прошедших лет.
"Что же касается цифры депортированных - более 50 тысяч человек. Да, это страшно. Но посмотрите, что теперь уже в новой Латвии творится. Не я, а многие латышские публицисты и вообще патриоты латышской нации прямо говорят, что сами же латышские политики виноваты в новой волне депортации - экономической. Тогда, в советские годы, из республики насильно вывезли более 50 тысяч, а за последние пятнадцать лет более 300 тысяч были вынуждены покинуть Латвию, что для них, по сути, тоже является насилием, - покинуть любимую страну, дом, семью. И трагедий в наши дни тоже валом. Например, когда из-за стопроцентно вынужденной экономической депортации разрушаются семьи, дети воспитываются без отцов, работающих на нефтевышках Норвегии, или без матерей, которые собирают шампиньоны в Ирландии. И кто знает, когда было больше трагедий, в то далекое время или в наши дни", - пояснил Васильев.
Вот, собственно, о чем он хотел сказать в том коротком посте на своей страничке в Facebook. Между прочим, Васильев совершенно не волнуется, что ему "пришьют статью", поскольку не за что. А в СГБ он успел уже побывать. Дал там пояснения "по публикации в соцсети" и оставил для экспертизы, как того требует закон, свой телефон, с которого написал пост.
Сейчас он продолжает заниматься любимым делом - спортом: тренирует молодых кикбоксеров. И он наблюдает, как учеников в его группе и их родителей с каждым днем становится все меньше. А все потому, что эти люди стали жертвами той самой вынужденной "экономической депортации".