РИГА, 25 мар — Sputnik, Владислав Федотов. Ровно 150 лет назад родился "Король ливов" Улдрикис Капбергс. Этот неординарный человек появился на свет 25 марта 1869 года в Микельбака, местечке, находящемся примерно посередке между Вентспилсом и Колкой. Это ливское село названо в честь одноименного маяка, расположенного на побережье Балтийского моря.
Какие у Капбергса были отношения с властью, пока территория Латвии оставалась в границах Российской империи, не очень хорошо известно. Но, похоже, он не ощущал каких-то сильных ограничений или противоречий с ней. Он занимался рыболовством, фермерством, создал семью, у него было три сына. А когда после Первой мировой войны Латвия получила независимость, тут все и началось.
В какой-то момент Капбергс заявил, что церковное учение не соответствует Библии, и покинул местный лютеранский приход. Перевел Бибилию на ливский язык и в 1922 году заявил: "Я – лив, но латыши хотят меня сделать латышом насильно".
В 1923 году ливы, жившие в основном на севере Курземе, обратились в кабинет министров Латвии с просьбой создать собственный национальный округ. Правительство отказало. Тогда Капбергс объявил себя королем ливов Улдрикисом I и решил не признавать законов нового латвийского государства.
В чем это выражалось? Улдрикис запретил сыновьям служить в латвийской армии, не выбирал свой латвийский паспорт, не предоставлял информацию о своей семье при переписи населения, отказывался платить налоги. В результате дело передали в суд, Капбергс был оштрафован, но в дальнейшем эта ситуация повторялась еще неоднократно. Тем не менее Капбергс продолжал настаивать на своем и обосновывал выбранную линию поведения тем, что имеет право на свободное волеизъявление, является ливом и Латвия ему, как ливу, – абсолютно чужое государство.
Последнее столкновение Капбергса с властью пришлось на канун Рождества 1931 года. На хутор Бунтики, где проживал Улдрикис со своей семьей, явились полицейский г-н Мицбергс и глава местной волости Дидрикс Петерсонс. На руках у них был приказ начальника Вентспилсского округа о доставке на службу сына Улдрикиса – военнообязанного Андрея Капбергса. Полицейский схватил Андрея, а отец бросился на стража порядка и ударил того палкой по голове. На шум вышли братья Андрея - Петерис и Фрицис, поддержавшие избиение непрошеных гостей. Страж порядка и госчиновник были вынуждены ретироваться, а Улдрикис, понимая, что ему может грозить, запряг лошадь и отправился с сыновьями в лес.
Рано или поздно эта история должна была закончиться, и в начале мая Капбергса-старшего все-таки арестовали и препроводили в Вентспилсскую тюрьму, назначив трехмесячный административный арест. Продержался 63-летний Улдрикис там только месяц: в заточении у него обострились проблемы со здоровьем, и 1 июня 1932 года "Король ливов" скончался от сердечного приступа.
Фигура Улдрикиса Капбергса действительно была противоречивой. Его действия называли провокационными. Но как смириться предводителю, если, по словам "Короля ливов", его народ "начинает все больше выбирать латышский язык, повинуется государству и облатышивается".
Существует такая статистика: количество ливов во времена Российской империи (1850 год) составляло 2180 человек, перед Первой мировой войной – их было уже более трех тысяч. В 1929 году ливов на территории Латвии осталось 1425. А 2 июня 2013 года в возрасте 103 лет этот свет покинула Кристина Гризелда, последняя, кто изучал ливский язык как родной, еще будучи ребенком. Ассимиляция ливов закончилась.