РИГА, 26 фев — Sputnik. Строительство Польшей канала через Балтийскую косу превратит российскую ее часть в остров, который может стать туристическим курортом высокого уровня, пишет польская Gazeta Wyborcza, перевод текста приводит ИноТВ.
Депутат Госдумы и бывший мэр Калининграда Александр Ярошук во время пресс-конференции 22 февраля заявил, что планы развития российской части Балтийской косы среди прочего обсуждаются на федеральном уровне с премьер-министром Дмитрием Медведевым.
"Коса должна стать чем-то похожим на остров Русский, со всей инфраструктурой, с дельфинариями и так далее, то есть территорией такого уровня. Такая концепция готовится губернатором Калининградской области и правительством. Конечно, может получиться, может, нет, но вопрос такой стоит", — приводит слова депутата газета.
Согласно концепции, на косе будет построен спа-отель, экологический кемпинг, аквапарк, дельфинарий, пристань для яхт. Планируется также строительство дороги от пристани до границы с Польшей, а также пограничный переход, говорится в материале польского издания.
О том, выступила ли официально российская сторона с таким предложением, издание Gazeta Wyborcza спросило МИД и МВД Польши, но пока что не получило ответа.
Балтийская (Вислинская) коса — узкая полоска суши, которая отделяет Калининградский залив от Гданьской бухты. Длина косы — 65 километров (35 из них принадлежит РФ). В Польше коса соединена с материком, в Калининградской области отделена от материка судоходным проливом.
Еще в середине октября 2018 года власти Польши начали символическое строительство канала через Балтийскую косу в присутствии председателя правящей партии Польши "Право и справедливость" Ярослава Качиньского. Тогда министр морского хозяйства и внутреннего судоходства Польши Марек Грубарчик и Качиньский вкопали в землю столб, символически обозначающий начало строительства. В соответствии с планом, строительство канала длиной 1,3 километра и глубиной 5 метров позволит заход в польский порт Эльблонг судов морских параметров, то есть длиной до 100 метров, шириной до 20 метров и осадкой до 4 метров. Стоимость проекта оценивается в 880 миллионов злотых.
Также польские СМИ анонсировали планы строительства насыпного острова в Калининградском (Вислинском) заливе площадью более 180 гектаров. Материалом послужит грунт, извлеченный с морского дна при строительстве канала через Балтийскую косу.
Еще в 2017 году на тот момент врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов поручил специально созданной рабочей группе, в которую вошли экологи, ихтиологи, океанологи, гидротехники и другие специалисты, оценить экологические риски строительства судоходного канала через Балтийскую косу в Польше.
По его словам, российские экологи неоднократно делали письменные запросы польской стороне с просьбой пояснить ситуацию о строительстве судоходного канала, однако ответов от польских коллег долгое время не получали.
Согласно требованиям Хельсинкской конвенции по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ), польская сторона должна была информировать российскую сторону о потенциальном неблагоприятном воздействии планируемого строительства судоходного канала, а также гарантировать, с учетом общего водного бассейна, что администрации сторон объединятся для снижения неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Еврокомиссия призвала правительство Польши временно остановить строительство канала на Балтийской косе. Соответствующие письма направлены в несколько польских ведомств. Еврокомиссия выразила озабоченность возможной угрозой для особо охраняемой территории "Натура 2000", в которую входят Калининградский залив и Балтийская коса.