РИГА, 25 фев — Sputnik. Очередная телевизионная передача Kultūršoks на канале LTV1 была посвящена личности Герберта Цукурса: помимо мнения прокурора и дочери самого Цукурса, тут были представлены мнения историков и руководителя музея "Евреи в Латвии".
Из тех документов, что находятся в распоряжении прокуратуры Латвии, нельзя даже точно установить, в какой именно должности находился Герберт Цукурс в команде Виктора Арайса, утверждает в разговоре с журналистами передачи прокурор отдела по особо важным делам Генпрокуратуры Kultūršoks Монвидс Зелчс.
Так или иначе, но решение Генпрокуратуры дочь Цукурса Антинеа Долорес Цукурс-Риззота расценила как полную реабилитацию отца, что побудило ее снова возобновить борьбу за право перезахоронить его на Братском кладбище в Риге. "Я теперь официально не являюсь дочерью убийцы, которой я считалась все эти годы", - говорит Антинеа Долорес Цукурс-Риззота со слезами счастья и гордости на глазах.
Казус Цукурса
Однако латвийские историки, похоже, не торопятся соглашаться с такой позицией. И даже если юридически невозможно доказать прямое участие Цукурса в убийствах людей, в историческом плане его личность все равно оценивается весьма противоречиво из-за его несомненного соучастия в Холокосте.
"Если мы сейчас признаем Цукурса невиновным, так как он не застрелил ни одного человека, то тогда с большой долей вероятности такой казус может быть применен и к советским коллаборантам, которые принимали участие в депортациях мирного гражданского населения и тоже никого не убили", - рассуждает историк Каспарс Зеллис.
В Латвийском госархиве есть показания некоего шофера Яниса Беделиса о том, что Цукурс был начальником гаража Арайса. А также некоего Леонида Янсонса, подтверждавшего, что Цукурс был экспертом по оружию или начальником, который был ответственен за техническое состояние оружия в команде Арайса.
Но прямых доказательств того, что Цукурс принимал участие в расстрелах в государственном архиве нет. "Это второстепенные показания, взятые у бывших членов команды Арайса и пострадавших", - отмечает эксперт Латвийского госархива Айнарс Бамбалс.
"То, что он не являлся каким-то одержимым антисемитом, нет никаких сомнений. Никто его в этом и не упрекает. Но в этом и сложность истории Холокоста. Если мы посмотрим, то очень большая часть тех людей, которые принимали участие в убийстве евреев во время Холокоста не были какими-то одержимыми антисемитами, но ситуационно эти люди были убийцами, они не видели проблем в том, чтобы убить человека, в отношении которого у них не было никаких личных мотивов для ненависти. Они считали, ну, вот обстоятельства такие", - объясняет директор музея "Евреи в Латвии" Илья Ленский.
По словам Ленского, Цукурс являлся одним из высоких руководителей, начальником оружейного склада. То есть именно он отвечал за выдачу оружия, при помощи которого совершали убийства, а также Цукурс отвечал за гараж, в том числе и за те самые автобусы, которые возили команду Арайса на убийства. "Он добровольно вступил в команду Арайса, прекрасно понимая, чем ему придется заниматься", - подчеркивает Илья Ленский.
Только не Братское кладбище
Невиновность Герберта Цукурса ставит под сомнение и историк Улдис Нейбургс.
"В документе на выдачу разрешения на оружие команде Арайса фамилия Цукурса стоит в списке вторая или третья. Вряд ли это говорит о том, что он был простым работником гаража или простым шофером. И пока другие убивали или заботились о логистике, транспорте и оружии, он просто ходил по лесу в Румбуле, наслаждаясь видами природы", - делится своим мнением с журналистами Улдис Нейбургс.
"Очень много борцов за независимость Латвии с гораздо более чистой репутацией лежат в простых семейных могилах, почему в отношении Цукурса должно быть какое-то особое отношение? Я не вижу для этого оснований", - считает историк Каспарс Зеллис.
Еще более резкое мнение на этот счет высказал директор музея "Евреи в Латвии" Илья Ленский. "Если мы считаем, что Братское кладбище является пантеоном Латвии и там лежат люди, на которых мы хотим равняться, то однозначно ясно, что там для него нет места. В любом другом месте Латвии, но только не на Братском кладбище", - уверен Ленский.
Еврейская община готовит запрос
Напомним, что вопрос о личности Герберта Цукурса и перезахоронении его останков на Братском кладбище обострился с новой силой после того, как Генпрокуратура Латвии приняла решение о прекращении уголовного дела, начатого в отношении Герберта Цукурса еще в 2006 году.
Дело было возбуждено по статье 71 Уголовного закона ЛР "Геноцид", но, спустя почти тринадцать лет, оказалось закрыто из-за отсутствия состава преступления. Представленные следствию доказательства не имеют юридической силы, посчитали в прокуратуре Латвии, а допросить свидетелей не представляется возможным, так как их уже нет в живых.
Тем временем сегодня Еврейская община Латвии сообщила, что готовит в Генпрокуратуру запрос на доступ к материалам дела, после ознакомления с которыми будут предприняты дальнейшие шаги.