РИГА, 23 фев — Sputnik, Владимир Дорофеев. В пятницу, 22 февраля, в канун Дня защитника Отечества, прошли торжественные возложения цветов у памятника освободителей Риги в Пардаугаве, а также на Гарнизонном кладбище, где похоронены бойцы, положившие жизни за освобождение Риги. Цветы возлагали работники российского и белорусского посольств, социалистическая партия Латвии и представители разных общественных организаций.
На продуваемых всеми ветрами площадях не задерживались. Поздравили друг друга с праздником, возложили цветы, коротко поговорили и разошлись по домам. У многих ветеранских организаций в этот день свои праздники, но это уже отдельная история. У памятника Освободителям собралось человек 70, на Гарнизонном кладбище и того меньше – по десятку ветеранов Памятника авиаторам-балтийцам, погибшим при исполнении служебных обязанностей, и Памятнику подводной лодке С-II.
23 февраля – День защитника отечества, праздник советский, и в наших школах, уже почти не отмечаемый. То есть в некоторых девочки поздравят мальчиков, но уже сами не знают с чем. Зато в этот день привычно получают поздравления советские ветераны, победившие в боях гитлеровскую армию. Да и те мужчины, которые хоть и не воевали, но успели послужить в Советской армии, тоже считают этот день своим праздником, и тоже получают поздравления от близких.
В преддверии праздника российский посол Евгений Лукьянов рассказал Sputnik Латвия, кто же все-таки отмечает 23 февраля, гендерный ли это праздник и как отличить в этот день защитника отечества от оккупанта.
"Защитник Отечества – категория не социальная, и даже не гендерная, - сказал Лукьянов. – Родину защищают и женщины, и мужчины, если они граждане и патриоты своей страны, чему в нашей истории свидетельств немало. Разделение на мужское-женское связано не с ограничениями, а скорее с желанием прекрасного пола поздравить своих мужчин, своих защитников настоящих и потенциальных. Это наша традиция: в Советском Союзе, в моем детстве, например, мальчиков, школьников, юношей и взрослых мужей женщины поздравляли с этим праздником, хотя не обязательно все они служили в армии или воевали. Это просто более широкое понятие – в России народ и армия едины. И это не просто лозунг. Случись беда, и защищать родину будут обязаны все, и большинство к этому однозначно готово, что показывала история. В каждой избушке – свои погремушки. То, что у вас нет общего призыва, это, со всем уважением, ваш закон и ваша особенность. То, что социологические опросы, показывают что 40% населения в случае войны в стране собираются спешно покинуть родину – это тоже часть этой особенности".
Как отличить защитника отечества от оккупанта
"Что же касается вашего второго вопроса, то если говорить в общем, то оккупант и защитник – суть абсолютно разные явления. Оккупация - следствие победоносной агрессии или победоносной войны, потому что агрессор может начать и потом проиграть и получить оккупацию. Защитник никогда не оккупант. Он защищает свой дом, свою семью, свою культуру и свое будущее.
Но если говорить о тех людях, которых раньше прославляли как защитников отечества, а теперь ругают как оккупантов, то конечно все сложнее... Те "оккупанты" что "врывались" в города, и оставляли после себя построенные школы, театры, больницы, и заводы – очень непростая часть нашей истории...
Феномен Российской Империи заключался столетиями в том, что колонии были большим предметом заботы метрополии, чем сама метрополия, чем сам странообразующий имперский народ, - заметил Евгений Лукьянов. - Русские всегда отдавали больше, чем оставляли себе. Возьмите британскую империю – до сих пор острова эти чувствуют себя комфортно. Потому что из своих колоний они выжали немало соков. Может потому, что они были заморские. Россия развивалась по соседству. У нас почти не было заморских колоний, кроме Аляски и Алеутских островов. И то они оказались невостребованными. Даже у маленькой Курляндии были колонии, из которых вывозились рабы. Даже маленькая Курляндия освоила имперский принцип – метрополия живет за счет колоний, а вот Россия в этом смысле жила совсем другим. Мы стремились обеспечить максимальный уровень развития своих колоний, чтобы люди были довольны, и все было спокойно".