Проводить реформу русской школы на поверку некому. Лен и торф - главные достижения современной Латвии
Портал Pietiek.com почтил Sputnik Латвия легким разоблачительным опусом. Жертвой статьи в жанре доноса стал политтехнолог, профессор Юрис Розенвалдс, давший комментарий для Sputnik.
"Действительно ли Розенвалдс не понимает, что стал полезным идиотом в пропагандистских лапах Кремля?" - спрашивает автор, подписавшийся "читателем портала".
В интервью речь шла об обысках в бюро рижского мэра и о политическом облике Нила Ушакова. В тот момент, когда ведется интенсивная борьба с фальшивыми новостями и акции по приведению информационного пространств в порядок, не без разоблачительного пафоса вещает автор, подобные кадры позволяют себе с помощью одного интервью разрушить старания латвийской интеллигенции и академической среды укрепить латвийскую информационную среду против выраженных дискредитирующих и пропагандистских попыток.
Очевидно в этом пассаже неравнодушный читатель говорит о полном игнорировании упомянутой интеллигенцией и высоколобыми господами Sputnik Латвия и их отказе давать порталу комментарии. И вот годы стараний насмарку.
Кроме того, ничем иным, как дискредитацией упомянутого факультета ЛУ данное интервью считать нельзя, продолжает информатор. Розенвалдс легитимизирует этот лживый и очерняющий Латвию портал, как полноценное СМИ. Неужели флагманам отрасли не найдется что об этом сказать? Куда смотрят саморегуляторы медиа-среды? Все промолчат?
А вот еще пассаж: "Неужели же этот господин на самом деле не понимает, что стал полезным идиотом в пропагандистских лапах Кремля и таким образом сделал местом сборища полезных идиотов весь факультет социальных знаний ЛУ — место, где следовало бы встречать людей, которые награждены критическим мышлением и которые готовы стоять за свободную от всяческих манипуляций латвийскую медиа-среду"?
Такой вот симпатичный доносик, возможно со стороны коллег уважаемого профессора. Тогда надо сказать, что на факультете учат хорошо — количество штампов и ярлыков в этом коротком послании превышает количество таковых в латвийском Sputnik за все годы его существования.
Что мешает реформе школ нацменьшинств
Таким вопросом задалась Neatkarīgā Rīta Aviīze.
Министерство образования и науки (МОН) признает, что исследования, у скольких из 8000 педагогов, работающих в школах нацменьшинств есть проблемы с латышским языком, до этого не проводились. Вообще-то все педагоги должны знать латышский на высшем уровне, иначе они не имеют права работать в школе. Однако так ли это на деле?
Один из способов, мотивирующих улучшать этот навык – аккредитация школ. Предлагаются и оплачиваемые государством курсы языка, и методическая поддержка. Однако у учителей, плохо знающих госязык, тем более предпенсионного и пенсионного возраста, нет мотивации посещать курсы. Никто не говорит, что их всех нужно уволить, но надо искать решение, объяснила на заседании комиссии Сейма по образованию, культуре и науке представитель МОН Байба Башкере.
Что остается директорам школ нацменьшинств? Только идти в вузы и пытаться уговорить кого-то из студентов прийти к нему работать. Надеяться на качество в таком случае трудно.
Это может привести к еще большей разнице в результатах между латышскими и русскими школами. Провал уже существует, особенно там, где соотношение языков в программе 60% латышский, 40% родной.
При сравнении результатов централизованных экзаменов даже не по латышскому, а по математике, среди десяти худших рижских школ девять – школы нацменьшинств, в основном, это из микрорайонов, откуда хорошие школьники после 9 класса стремятся в более престижные в центре.
У Латвии опять есть свой лен
Деловая газета Dienas Bizness пишет о том, что в Вилянах зарегистрировали новый сорт льна, выведенный в результате 25 лет селекции. Его назвали в честь этого латгальского городка. Агроном Венеранда Страмкале считает, что показавшую урожайность в 7,72 тонны соломки с гектара культуру "надо сеять и выращивать в условиях Латвии в достаточном количестве".
Появление сорта "Виляны" обещает перспективы отечественным льноводам. Впрочем, отрасль пока не может похвастаться высоким уровнем добавленной стоимости — 90% льна вывозится в необработаннном виде. В свою очередь, на льняное масло работают совсем небольшие площади хозяйств — более всего в Наукшенской волости, около 21 гектара, а в целом по Латвии 300 га.
Торфяная отрасль переживает быстрый рывок
Dienas Bizness сообщает: благоприятные климатические условия позволили в 2018 году добыть в Латвии 1,4 миллиона тонн торфа — наилучший показатель за последнюю четверть века. Ингрида Кригере, глава Ассоциации производителей торфа, отмечает, что в сухие годы — после дождливых — добыча идет лучше. Предприниматель Андис Гредзенс говорит, что "прирост более чем на 40% достигнут не без усилий и риска".
По сути торф является возобновляемым ресурсом: в республике каждый год он прирастает на 1,5 миллиона тонн. "Но почему его исключили из биотоплива и биомассы и почему он поставлен на один уровень с углеводородными энергоресурсами?" — недоумевает предприниматель Улдис Америкс.
"Не знаю ни одной другой отрасли, в которой была бы парадоксальная ситуация — есть большие торфяные ресурсы, есть внешний спрос на торфяные продукты, позволяющий этой отрасли расти. Это создало бы новые рабочие места непосредственно в отрасли и обслуживающих ее сферах, это повысило бы объем выплачиваемых налогов, что важно для выполнения политиками своих предвыборных обещаний. Одновременно будущему отрасли угрожают вопросы в связи с эмиссией углеродного газа и защитой среды"