Запрет слияния двух европейских компаний вызвал дискуссию о роли Китая

Германия и Франция хотят пересмотреть европейское антимонопольное законодательство - существующие правила не дают конкурировать с Китаем
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 7 фев — Sputnik. Запрет слияния компаний Siemens и Alstom может привести к изменению антимонопольного законодательства Европы, пишет Deutsche Welle.

Комиссар (министр) Евросоюза по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер наложила вето на план немецкого концерна Siemens и французской компании Alstom объединить свои подразделения по производству железнодорожного транспорта. Антимонопольное ведомство пришло к выводу, что это слияние противоречит интересам европейских потребителей, поскольку ограничит конкуренцию на внутреннем рынке ЕС.

Подобные решения неизменно вызывают недовольство заинтересованных сторон. Однако на сей раз в адрес Брюсселя звучит особенно жесткая критика. Более того, Берлин и Париж объявили, что будут выступать за пересмотр действующих в ЕС антимонопольных законов.

Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр заявил в интервью, что принятое в Брюсселе решение является "ошибкой", ведет к ослаблению Европы и "служит экономическим и индустриальным интересам Китая".

При чем тут Китай

Ключевую роль в этой, казалось бы, чисто европейской антимонопольной истории играет именно Китай. Из-за него вопрос о поездах Siemens и Alstom перерастает в концептуальную дискуссию о том, какими принципами и приоритетами следует руководствоваться Евросоюзу и как именно стоит бороться за честную конкуренцию и интересы потребителей в условиях нарастающей глобальной экспансии китайских компаний, пользующихся поддержкой государства.

Euractiv: Шелковый путь может соединить страны "Вышеградской четверки"

Главной официальной причиной того, что в сентябре 2017 года Siemens и Alstom объявили о намерении объединить свои железнодорожные подразделения, стала именно стремительно растущая мощь крупнейшего в мире производителя железнодорожного транспорта — китайской государственной компании CRRC.

Руководители двух компаний указывали тогда, что даже после такого слияния годовая выручка объединенной европейской компании будет примерно в два раза меньше, чем у китайской CRRC, у которой она составляет порядка 30 миллиардов евро. Они подчеркивали: для того, чтобы противостоять такому гиганту в борьбе за заказы на рынках других стран, нужна определенная критическая масса, и намеченное слияние ее создаст.

Идею слияния активно поддержали на политическом уровне в Берлине и Париже. Здесь сочли, что новая фирма сможет стать своего рода "Airbus на рельсах", иными словами, повторит успешный опыт создания самолетостроительной компании Airbus, возникшей благодаря объединению французских и немецких авиационных заводов.

Главный аргумент сторонников сделки: при рассмотрении антимонопольных дел следует иметь перед глазами не только отдельно взятый европейский рынок, но и весь мировой, а на нем ни о каком монополизме объединенного производителя поездов Siemens-Alstom и речи быть не может.

Китайские поезда в Европе не ждут

Однако Маргрет Вестагер назначили на пост европейского комиссара по вопросам конкуренции не для того, чтобы она помогала европейским производителям завоевывать рынки, скажем, Азии или Африки. Ее задача — обеспечивать на внутреннем рынке ЕС достаточный уровень конкуренции и предотвращать появление монополистов, которые взвинчивали бы цены для европейских потребителей.

Politico: Еврокомиссию может возглавить "самая могущественная женщина в ЕС"

После почти полутора лет изучения вероятных последствий намеченного слияния Вестагер пришла к выводу, что оно приведет на рынке ЕС к монополизму в двух сегментах: высокоскоростные поезда (Siemens выпускает ICE, известные в России как "Сапсаны", а Alstom — TGV) и сигнальная техника на железнодорожных путях.

"Что касается высокоскоростных поездов, то Еврокомиссия считает в высшей степени маловероятным, что участвующие в сделке предприятия в обозримом будущем столкнутся с конкуренцией из Китая", — заявила Вестагер.

Принятое в Брюсселе решение приветствовала давно работающая на европейском рынке канадская компания Bombardier, несмотря на то, что от слияния Siemens и Alstom могут пострадать ее предприятия в Европе.

"Никому не будет пользы, если в Европе начнут выращивать гигантов-монополистов, ведь в конечном счете это приведет к росту цен для потребителей и затруднит выход на рынок инновационных стартапов", — заявила генеральный секретарь немецкой оппозиционной Свободной демократической партии (СвДП) Никола Бер.

На строймагазины наложены миллионные штрафы за монополию

Если же, по ее словам, зарубежные компании, например, из Китая, начнут продвигать свою продукцию с помощью демпинговых цен и субсидий, то против них следует применять предусмотренные правилами ВТО меры.

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что "мы тоже хотим, чтобы европейские фирмы добивались успеха на мировом рынке", однако Брюссель никогда не будет отдавать кому-либо предпочтение по политическим соображениям. Также он напомнил, что антимонопольное ведомство ЕС дало добро на более чем 6 тысяч слияний, заблокировав при этом менее 30.

Однако разговор на эту тему явно не закончен:  6 февраля министр экономики ФРГ Петер Альтмайер анонсировал совместную германо-французскую инициативу по приведению антимонопольного законодательства Евросоюза "в соответствие с современными требованиями".