Судя по реакции союзников США из Еврокомиссии на новую немецкую схему защиты "Северного потока — 2" от американских нападок, последней надеждой на блокирование российско-французско-немецкого проекта стала "румынская дипломатия", отмечает автор РИА Новости Иван Данилов.
Об этом прямо говорит вице-президент Европейской комиссии Шефчович. Излишне обращать внимание на то, что если последняя надежда Еврокомиссии (и, вероятно, Вашингтона) — это дипломатический блицкриг в исполнении Бухареста, то перспективы блокирования "Северного потока — 2" представляются, мягко говоря, сомнительными.
За последние несколько дней ситуация вокруг строительства российского газопровода заметно обострилась за счет двух жестких заявлений: одно было сделано министром экономики Германии Петером Альтмайером, а второе — вице-президентом Европейской комиссии Марошем Шефчовичем.
Если посмотреть на эти заявления в более широком контексте внутриевропейских конфликтов и борьбы старой Европы (то есть Берлина, Парижа и союзников) за снижение американского влияния на континенте, то вырисовывается интересная картина.
Жесткое заявление немецкого министра экономики, в котором он в очередной раз заявил о том, что немецкое правительство не будет вмешиваться в строительство газопровода "Северный поток — 2", — это не просто очередная попытка продемонстрировать Вашингтону растущую экономическую самостоятельность Германии, но еще и обкатка новой стратегии взаимодействия с США. Можно уже сейчас прогнозировать, что американцам эта схема очень не понравится, поскольку в случае успешного применения ее однозначно перенесут и на другие сферы американо-германских отношений.
"Германия является правовым государством, в котором частные инвестиции, как в случае с "Северным потоком — 2", осуществляются в соответствии с правовыми критериями. К примеру, для строительства трубопровода уже есть необходимые разрешения со стороны различных органов различных стран, в том числе Германии. Кроме того, строительство уже далеко продвинулось, в море проложены километры труб. Федеральное правительство не будет вмешиваться в такой процесс, поскольку для этого нет правовой основы", — сказал он.
Только на первый взгляд может показаться, что это незначительное изменение риторики. На самом деле это очевидное повышение ставок: теперь на кону не политическая оценка статуса "Северного потока — 2" и не философская дискуссия о том, что является, а что не является инструментом геополитического влияния. Теперь вопрос ставится ребром и совсем в другой плоскости: Германия — правовое государство или нет?
Позицию Альтмайера на разговорный русский можно перевести так: если "Северный поток — 2" будет, то Германия — не банановый "бантустан", а вот если не будет — значит, все-таки он. Судя по настрою немецкой стороны и тем рекомендациям, которые немецкий МИД разослал энергетическим компаниям, сотрудничающим с "Газпромом" и получившим письма с угрозами от посла США в Германии, значительная часть немецкой политической элиты все-таки не хочет опускаться до уровня "служебной элитки" страны третьего мира, и это внушает определенный оптимизм.
Это не означает, что их сопротивление точно не будет сломлено. Такой риск есть всегда, но прямо сейчас немецкие политики упорно демонстрируют нехарактерную для них волю в конфликте с Вашингтоном.
В этом контексте интересно посмотреть на козыри и надежды оппонентов "Северного потока — 2". В понедельник на пресс-конференции в Брюсселе после проведения трехсторонних газовых переговоров (Россия — Украина — ЕС) один из лидеров "антипотоковой коалиции", вице-президент Европейской комиссии Шефчович заявил: Еврокомиссия все еще надеется изменить так называемую газовую директиву, чтобы под ее действие подпадал "Северный поток — 2".
"Мы настаиваем на полной совместимости ("Северного потока — 2" — ред.) с европейским законодательством, и я ознакомил обе делегации (то есть делегации России и Украины — ред.) с процессом одобрения поправки к Газовой директиве, где я подчеркнул, что Комиссия (то есть Еврокомиссия — ред.) остается полностью приверженной поправке к газовой директиве. И, честно говоря, мы не очень впечатлены председательством Австрии и Болгарии (в Совете Европейского союза — ред.) по этому вопросу, потому что работа не продвигалась, как мы надеялись в Комиссии. Теперь у нас есть новое предложение на столе, предложенное румынским председательством", — сказал он, добавив, что Еврокомиссия изучила это предложение и рассматривает нерешенные вопросы, поднятые странами Евросоюза.
Вновь требуется перевод с европейского бюрократического на разговорный русский: Шевчович, по сути, заявил: вся его надежда заключается в том, что Румыния (которой сейчас принадлежит переходящее шестимесячное президентство в Совете министров Европейского союза) сможет добиться успеха там, где провалились аналогичные попытки Болгарии и Австрии (стоит отметить, что Австрия не очень-то и пыталась), и что некое "румынское предложение" по поводу включения "Северного потока — 2" в драконовскую Газовую директиву сможет переубедить Германию, Францию и другие страны, которые уже год выступают против этих изменений.
Шефчович, видимо, надеется, что румынские дипломаты каким-то образом убедят Берлин, Париж и так далее просто взять и отказаться от многомиллиардных доходов, которые им принесет "Северный поток — 2".
Это или демонстрация поразительной веры в силу убеждения румынской дипломатии, у которой осталось на решение этого вопроса всего несколько месяцев до майских выборов в Европарламент, или европейский чиновник просто пытается хоть как-то отчитаться перед вашингтонскими кукловодами в стиле "мы поручили решение вопроса Бухаресту, теперь, если что, спрашивайте с него". Если это лучший козырь оппонентов газопровода, то шансы на завершение его строительства — вполне хороши.