РИГА, 16 янв — Sputnik. Малые страны обоснованно обеспокоены позицией президента США Дональда Трампа по НАТО, отметил исследователь внешней политики Андрис Спрудс, сообщает Skaties.lv.
Как уже писал Sputnik Латвия, по информации New York Times, за последний год в частных разговорах Трамп неоднократно возвращался к теме выхода из альянса.
Андрис Спрудс напомнил, что отношение Трампа к участию США в НАТО было известно давно, и оно связано с финансовым бременем американской стороны.
"Что касается выхода... Это не так-то просто. Кроме Трампа как президента есть еще политическая элита в конгрессе, и там не задаются вопросом о выходе из НАТО. На этот счет в конгрессе есть консенсус и среди республиканцев, и среди демократов", — указал Спрудс.
По словам политолога, выход из НАТО - это только один из вопросов. Важно также понять, насколько другие государства могут положиться на США как на союзника, пока Трамп остается президентом.
"Если мы община, которая показывает, что в час икс мы готовы действовать вместе, то, конечно, возникает все больше вопросов, какими были бы действия Дональда Трампа", — добавил Спрудс.
Американский президент регулярно критикует европейских лидеров за то, что те не выделяют предписанные договоренностями НАТО два процента ВВП на оборону. К концу 2018 года мене половины членов альянса достигли этого порогового значения, среди них и Латвия.
Летом 2018 года Трамп потребовал от союзников увеличить военные расходы уже до четырех процентов ВВП.
В ноябре 2018 года главы оборонных министерств стран Балтии подписали совместное коммюнике, где выразили решимость продолжить наращивание военных расходов больше двух процентов.
В России критически воспринимают увеличение бюджета НАТО. Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко (сейчас занимает пост заместителя министра иностранных дел РФ — ред.) ранее заявлял, что если все страны НАТО выполнят критерий об отчислениях в бюджет организации 2% ВВП, то совокупные расходы Европы достигнут примерно 400 миллиардов, и эти запредельные деньги могут пойти на борьбу с так называемым большим противником, а не с терроризмом.
Грушко подчеркивал, что вся активность Североатлантического альянса на восточном фланге направлена на создание плацдарма для проекции силы в направлении России.