Транзит

Перевозчик: Латвия своими руками может "добить" остатки транзита

Электрификация железной дороги в Латвии приведет к удорожанию перевозок, уверен председатель правления АО Baltijas Ekspresis Марис Бремзе
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 11 янв — Sputnik. Объем грузовых перевозок по железной дороге в Латвии в 2018 году по сравнению с 2017 годом вырос на 12,5% - до 49,26 миллиона тонн, свидетельствуют данные Министерства сообщения. Однако этот успех может "похоронить" проект электрификации, считает председатель правления АО Baltijas Ekspresis Марис Бремзе, передает BNN.

Ободряющая статистика

В 2018 году международные перевозки составили 47,9 миллиона тонн (+13,7%), внутренние - 1,36 миллиона тонн (-17,3%).

Объем транзитных грузов в международных железнодорожных перевозках составил 44,46 миллиона тонн (+14,8%), импортных - 3,12 миллиона тонн (+1,7%), экспортных - 316,7 тысячи тонн (-10%).

Транзит железнодорожных грузов через порты в прошлом году составил 39,41 миллиона тонн (+14%), через территорию Латвии - 5,04 миллиона тонн (+37,1%).

Спорный проект электрификации

Наметившуюся позитивную тенденцию роста железнодорожных перевозок может "убить" проект электрификации латвийских железных дорог. Реальная польза для железнодорожных грузоперевозчиков – основных поставщиков грузов для Latvijas Dzelzceļš, которое на самом деле является лишь предприятием по управлению инфраструктурой, сомнительна, считает председатель правления компании Baltijas Ekspresis Марис Бремзе.

Матисс: Латвия купила электропоезда в три раза дороже, чем Эстония

Основная проблема: электрификация приведет к удорожанию услуг из-за перекладывания проектных расходов и расходов на замену локомотивов на перевозимый объем грузов в направлении Риги.

"Ни одна спекуляция о разнице закупочных цен на электричество и дизельное топливо не сделает этот проект электрификации рентабельным", - уверен Бремзе.

Он указывает на ряд недоработок проекта. Так, по его словам, электролокомотивы в 1,5-2 раза мощнее используемых на латвийской железнодорожной сети дизель-локомотивов, но проект не предусматривает увеличения максимального веса грузовых поездов с нынешних 6 000 тонн до 9 000 тонн. Кроме того, в проект не включены расходы на продление рельсовых путей станций и парков приема-отправки -тогда истинная стоимость проекта была бы еще выше.

Также при реализации проекта электрификации изменится организация движения грузовых поездов при перевозке грузов в Рижский порт, ведь электролокомотив, в отличие от дизель-локомотива, сможет дотащить грузовой состав лишь до станции "Шкиротава" в Риге. Дальше придется выполнять дополнительные операции, связанные со сменой локомотива и бригады, чтобы последние 20-30 километров доставить до припортовых терминалов грузовые составы "старыми, добрыми" дизель-локомотивами.

Иесалниекс: будущее латвийского транзита шокирует

Бремзе также считает, что будет довольно странно транспортировать электролокомотивами так часто упоминающиеся будущие контейнерные поезда, ведь вес такого поезда не превышает 1 800 тонн.

"В итоге грузы, скорее всего, продолжат возить дизель-локомотивы, а новое, дорогое основное средство Latvijas Dzelzceļš не будет использоваться в грузоперевозках", - считает он.

Электрифицировать железную дорогу в Латвии в направлении Восток — Запад планируется к 2030 году. В рамках первого этапа к 2023 году планируется электрифицировать железнодорожные линии Даугавпилс — Крустпилс, Резекне — Крустпилс и Крустпилс — Рига. Общие расходы первого этапа электрификации железной дороги запланированы в размере 441 миллиона евро. Большую часть средств выделяет ЕС, однако самому предприятию Latvijas dzelzceļš требуется найти 94 миллиона евро. Средства компания намерена занять в Европейском инвестиционном банке. В текущем периоде освоения средств еврофондов этот проект – крупнейший по объемам финансирования из фонда выравнивания ЕС.