Смертельные плоды независимости: в 2018 году Латвия лишилась более 10 тысяч человек

Сколько Латвии осталось как государству в ситуации, когда из страны уезжают даже бабушки и дедушки, а детей рождается все меньше
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 10 янв — Sputnik, Евгений Лешковский. Руководительница Центрального статистического управления (ЦСУ) Айя Жигуре поделилась далеко не самыми хорошими новостями. Пока что у ЦСУ данные предварительные, окончательные будут в конце мая, но уже очевидно, что в Латвии жителей становится все меньше, причем и в городах, и в провинции.

Смертельные плоды независимости

Так, в прошлом году население Латвии сократилось более чем на 9 тысяч человек: именно на столько количество умерших превысило число новорожденных. Причем за последние два года негативная статистика уверенно растет.

Если латвийцев и рождается больше, то не на родине, а за границей, где они потом и остаются жить с мамами, папами, часто даже с дедушками и бабушками. Собственно, в стране увеличивается количество не детей, а людей более чем солидного возраста. Латвия все гуще покрывается сединой.

Экс-премьер Латвии о тех, кто не уехал: это патриоты или идиоты

Замдиректора департамента социальной статистики ЦСУ Байба Зукула предоставила Sputnik Латвия следующую статистику.

Отрицательный естественный прирост (то есть умирающих больше, чем рожденных) в Латвии наблюдается с 1991 года. В первый год независимости родилось 34 тысячи 633 человека, но умерло - 34 тысячи 749.

В последующие годы эта отрицательная разница быстро увеличивалась. Да, после экономического кризиса 2008 года ситуация странным образом начала меняться. В некоторые годы рождаемость хоть и совсем незначительно, но все же превышала смертность. Однако теперь снова спад.

"2018 год был уже вторым годом подряд, когда рождалось меньше детей, чем ранее. По предварительным данным, число зарегистрированных новорожденных за 11 месяцев 2018 года - 17 тысяч 815 детей – это на 1 тысячу 443 (или 7,5%) меньше, чем за 11 месяцев 2017 года (19 тысяч 258). Из-за отрицательного естественного прироста сильнее всего пострадала Латгалия, а лучше всего ситуация в Видземе. И предварительные данные за 2018 год показывают, что число несовершеннолетних в целом по Латвии будет еще меньше - не достигнет 20 тысяч человек", - пояснила Зукуле.

Помаши родине платочком

Зукуле также отметила, что постепенно начинает стабилизироваться количество уезжающих из Латвии относительно тех, кто вернулся на родину.

"В отдельные месяцы прошлого года миграция и вовсе была нулевой. То есть количество выехавших равнялось числу возвратившихся. Но к концу года все равно оказалось, что число покинувших страну по сравнению с вернувшимися существенно больше - на 3 тысячи человек. Единственное, что вдохновляет, - с каждым годом число уезжающих становится все меньше", - рассказала Зукуле.

В ЦСУ приводят следующие цифры: в Латвии с момента обретения республикой независимости уровень эмиграции почти каждый год увеличивался, как, кстати, и уровень смертности.

Наибольшая отрицательная разница в миграции была в 1992 году - минус 53 тысячи 474 человека. Это даже больше, чем в кризисные годы – 2009-2010.

Например, в 2009-м – минус 34 тысячи 477, а в 2010-м - минус 35 тысяч 640. Разумеется, это цифры официальные, а реальные намного больше. Потом, по словам Зукуле, разрыв быстро сокращался, например, в 2017 году официальное число уехавших превышало количество вернувшихся домой на 7 тысяч 808 человек.

За последние семь лет из Риги уехали почти 80 тысяч человек

Справедливости ради заметим, что ежегодное сокращение числа уехавших с родины вовсе не повод радоваться. Ведь все равно уезжают - и много. И вполне логично, чем меньше жителей в Латвии остается, тем меньшее количество людей ее и покидает.

Остаются на родине в основном пожилые люди, а они мигрируют, согласитесь, намного реже, чем молодые. Но и бабушки с дедушками скоро уедут.

Причем даже в ЦСУ отмечают тот факт, что с каждым годом растет возраст эмигрантов. Если в первые годы после того, как Латвия вступила в ЕС, из страны улетали выпускники школ и студенты, то потом, постепенно, возраст эмигрантов сдвинулся ближе к цифре 30+, затем стало уезжать больше людей в возрастной категории 40+, а сейчас возраст уехавших приближается к отметке 50+.

Иными словами, если в Латвии все и дальше будет продолжаться в том же духе, возраст эмигрантов будет уже 60+, а там и 70+: уже бабушек и дедушек будут перевозить в развитые европейские страны внуки – те, кто покинул Латвию, скажем, пятнадцать-двадцать лет назад.

Сколько осталось Латвии

И некоторые другие данные ЦСУ тоже говорят о многом. Хотя точных цифр за 2018 год пока нет, но очевидно, что, например, безработица в Латвии сокращается.

Правда, это происходит не из-за того, что устраиваться на работу стало легче, а потому, что количество трудоспособного населения уменьшается. А работодатели решают свои проблемы за счет иностранцев, например украинцев и молдаван.

Многие интересовались, но мало кто вернулся: программа реэмиграции в Латвии

Удручает и то, что в 2018 году доходы росли быстрее у состоятельного населения (аж на 14%), а у нуждающихся прирост был всего 5%.

Если сделать выводы, то Латвия предстает далеко не в лучшем свете. И несложно догадаться, сколько ей осталось при таком вот уменьшении числа жителей, а также расширяющейся пропасти между богатыми и бедными (когда вдобавок количество последних лишь растет).