То есть если отбор пойдет сравнимыми с нынешними темпами, то закачанного в хранилища газа может банально и не хватить до конца календарной зимы. Синоптики прогнозируют, что уже буквально в ближайшие дни в Центральной России, а также на Украине ожидаются по-настоящему свирепые морозы, доходящие в пике до минус 30, а то и 35 градусов по Цельсию, пишет автор РИА Новости Дмитрий Лекух.
При этом еще совсем недавно, перед началом отопительного сезона, в ноябре, украинские функционеры с гордостью рапортовали о рекордных запасах газа, которых "точно хватит" на всю зиму и даже "большую часть" весны.
На тот момент в подземных хранилищах размещалось 17,1 миллиарда кубометров газа, что, по заявлению "Нафтогаза", стало наибольшим объемом перед стартом отопительного сезона за последние четыре года. Но, как это в последнее время водится на данной территории, что-то пошло не так.
Причем мы даже знаем, что именно. Напомним, что еще в середине декабря глава "Нафтогаза" Андрей Коболев сообщил, что 2019 год для компании начнется с минимальным остатком денежных средств на счетах. Сложное финансовое положение может привести к проблемам с закупками газа в пик отопительного периода.
Что, собственно, сейчас и происходит: денег на закупки катастрофически не хватает, температура же за окном неумолимо падает, и единственной возможностью хоть как-то решить проблему оказывается подъем газа из ПХГ.
В результате денег на дополнительные закупки газа хоть у словаков, хоть у норвежцев, хоть у поляков, хоть у агрессивного российского "Газпрома" на Украине просто нет. И вряд ли какой-нибудь кредит от МВФ, расписанный по факту на другие цели, сможет эту ситуацию поменять. Добавляет в происходящее "огня" и то, что Украина, напомним, хоть и покупает все тот же российский газ, но по так называемому реверсу. То есть изрядно дороже, чем он мог бы обходиться.
Итого. Если судить по согласованной с МВФ линии, то очень легко заметить, что иных задач, кроме как пережить выборы, перед Украиной просто не стоит. Stand-by - кредитная линия, выделенная, напомним, предельно жестко на 14 месяцев, просто предусматривает перенос выплат по суверенным украинским долгам с 2019 на 2020 год. Причем эти деньги выделяются, что называется, "впритык" и никаких форс-мажоров типа серьезных низких температур в зимнее время года не предусматривают.
Что касается низких температур в окружающей среде, то, если в прошлом и позапрошлом годах зима была аномально теплой (в прошлом году первые серьезные морозы ударили на русских равнинах только в феврале), это вовсе не значит, что так будет всегда: по "глобальному потеплению" у самых разных людей накопилось немало вопросов, и его, похоже, еще следует заслужить.
Что же касается собственно "газового фактора", то тут куда более показательными являются другие цифры из того же отчета. По итогам прошедшего года Украина сократила импорт газа почти на четверть, на немыслимые 24,6%. И если учесть, что собственная украинская добыча растет слабо (причем большая ее часть экспортируется, поэтому на внутреннее потребление не влияет) и ни о какой модернизации или внедрении энергосберегающих технологий там сейчас речи идти не может, то эти 24,6% — за счет падения потребления газа населением и на производствах.
Цифры красноречивы.