Шпротам придется доказывать, что они - не для бедных: как выживают производители Латвии

Как выживает латвийский производитель, каким образом можно получить средства из еврофондов, что может случиться после того, как этот источник финансирования отомрет, и почему китайцы не доверяют консервам
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 20 дек — Sputnik, Евгений Лешковский. Те меры, которые Россия применила в ответ на западные санкции, установив эмбарго на целый ряд продукции из Европы, США и Канады, вынуждают латвийских производителей вертеться шустрее, чем уж на сковороде.

Sputnik Латвия уже писал о том, что молокоперерабатывающее предприятие Jaunpils pienotava после болезненного разрыва с Россией пытается осваивать новые рынки: первая партия продукция недавно отправилась в Гонконг и Сингапур.

Но есть и другие примеры. О них рассказал руководитель Латвийской ассоциации торговцев (ЛАС), советник Европейской комиссии по торговым делам Хенрик Данусевич.

Выжили не все

"С того момента, как началась война санкций, примерно 75% латвийских производителей, которые раньше поставляли свою продукцию в Россию, смогли переориентировать экспорт в другие страны. А 25% производителей, увы, не смогли — или закрылись, или как-то пытаются работать на ранее изведанных и открытых для них рынках. Ведь, чтобы стартовать со своей продукцией в какой-то новой стране, нужны серьезные вложения", — пояснил Данусевич.

Если говорить о поставках товаров из европейских стран на соседние рынки, то, например, существуют программы ЕС для поддержки своего производителя, когда он хочет попасть, скажем, в Китай или Арабские Эмираты. Также эти программы помогают производителям из одних стран Европы открыть для себя рынки других регионов ЕС.

Кто и как продает латвийские шпроты в России: рассказывают производители

Например, есть известная российская торговая сеть "Магнит", которая работает и в Европе, куда упомянутая программа помогает попасть латвийским производителям. В свою очередь, те производители, которые способны обеспечить большие объемы поставок товара, имеющего разные дорогие международные сертификаты, могут попытаться попасть в сеть Lidl.

"Я знаю, что одна крупная рыбоперерабатывающая компания из Литвы уже зашла со своей продукцией в Lidl. А сейчас некоторые латвийские производители напитков пробуют наладить контакт с этой торговой сетью при поддержке еврофондов", - рассказал Данусевич.

Европа так просто деньги не дает

Конечно, получить финансирование от еврофондов для продвижения продукции весьма сложно, поскольку там, как правило, рассматривают проекты, предусматривающие чуть ли не миллионные вложения. Понятно, что фирма, претендующая на крупную сумму, должна написать очень грамотный проект. И лучше, когда этим занимаются не отдельные производители, а целые отраслевые объединения.

К примеру, на данный момент Латвийская федерация пищевых предприятий продвигает один большой проект — чтобы финансирование получили производители молочных изделий. Но, как говорят многие латвийские производители, ситуация может резко измениться с 2020 года, когда в страну перестанут поступать деньги от многих европейских фондов.

Китай снизил закупки свинины: пострадали и латвийские производители

По мнению Данусевича, пока еще рано говорить о том, лишат Латвию европейских денег или нет. Он считает, что надо дождаться будущего года, а точнее – выборов в Европарламент. Пока еще непонятно, насколько изменится политический расклад в Европарламенте, а исходя из этого, уже можно будет говорить о том, что произойдет с финансовой поддержкой бедных стран ЕС.

"Если говорить о проектах поддержки производителей, то они ведь общеевропейские, а не конкретно для какой-то одной страны. Поэтому не думаю, что такие вот международные программы закроются. Хотя, повторю, надо ждать результатов новых выборов в Европарламент, а также того, что в итоге будет с Великобританией", - отметил глава ЛАС.

Порочные круги ЕС

Кроме того, как сказал Данусевич, все больше латвийских компаний переводят производство в другие страны. Если финансы позволяют, проще перенести производство не из Латвии в Литву, а вообще за пределы ЕС – в страны, откуда можно экспортировать товары чуть ли не в любые регионы мира. Некоторые латвийские компании вскоре после начала войны санкций закрыли местное производство и перенесли его аж в Израиль или арабские страны. Теперь оттуда занимаются экспортом как в ЕС, так и в Россию.

Понятно, таких примеров крайне мало. И компаниям, которые перенесли производство в другую страну, как правило, приходится сражаться за место под солнцем с тамошними предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию. Тут даже с соседями-литовцами не так просто договориться, а работа в Израиле или Арабских Эмиратах – вообще, как на другой планете.

"Литовцы, когда латвийские производители изделий из мяса открыли в соседней стране небольшие заводики, стали применять политику двойных стандартов. А именно: к своим производителям у литовцев намного меньше самых разных требований в отличие от латвийских. И до сих пор эта проблема не решена", - заметил Данусевич.

Докажи, что ты лучший

О том, насколько вообще легко или тяжело войти со своей продукцией на новый рынок, рассказал Sputnik Латвия руководитель самого известного латвийского рыбоперерабатывающего предприятия BrIvais vilnis Арнольд Бабрис.

"Когда речь идет о крупных вложениях, чтобы войти со своей продукцией на новый рынок, это вот о чем. Первое — важно заявить о себе, показать свой товар. Значит, надо участвовать в тематических выставках, что недешево. Второе — если рынок той или иной страны для тебя совсем новый, то важно нанять компанию, которая будет подыскивать партнеров. Третье — когда партнеры уже найдены, они попросят "входные деньги" на маркетинг и продвижение продукции, на раскачку", — рассказал Бабрис.

Убытки производителя элитных латвийских шпрот за год удвоились

Все это, по его словам, огромные деньги, и одно даже среднее предприятие такие расходы может позволить себе с большой натяжкой. Поэтому важно, чтобы на новые рынки входили сразу отраслевые объединения — "от страны".

К примеру, есть Латвийская ассоциация производителей шпрот, и логично было бы, чтобы ее участники скинулись, а потом дружно шли на новые рынки, поскольку российский потерян. Но в ассоциации никак не могут договориться о совместной работе. В итоге заводам приходится действовать поодиночке — через выставки, через поиск партнеров.

Самому занять место в крупной торговой сети крайне сложно. Там не занимаются раскруткой твоего товара, но берут уже "раскачанный продукт", поскольку зарабатывают с каждого квадратного метра на полке и не заинтересованы, чтобы что-либо залеживалось. А те же шпроты — продукт очень специфический.

"Это мы в Латвии и России к консервам относимся хорошо, есть даже категория элитной продукции. Но, например, китайцы неохотно покупают любые консервы, поскольку считают, что рыбу надо брать свежую и из нее уже делать разные блюда. И во многих странах Европы консервы ассоциируются с бедностью. Таков стереотип, сложившийся поколения назад. И попробуй докажи, что твой продукт вовсе не для бедных — он дорогой и качественный. Но ломать стереотипы очень непросто и очень недешево", — подытожил Бабрис.