После инцидента в Керченском проливе президент Украины Петр Порошенко ввел в стране военное положение, вызвав недовольство многих политиков и депутатов Верховной рады. По сути, глава государства захотел приостановить действие Конституции в преддверии президентских выборов, отмечают авторы РИА Новости Антон Лисицын и Игорь Гашков. Тем не менее парламент утвердил особый правовой режим в десяти областях Украины. Военное положение даже в некоторых регионах дает Порошенко полномочия, близкие к диктаторским.
"Помощи не будет"
Российские пограничники задержали 25 ноября в Керченском проливе два украинских катера и буксир. В Федеральной службе безопасности пояснили, что моряки Военно-морских сил Украины вторглись в территориальные воды России, причем в те, что были таковыми еще до воссоединения Крыма с Российской Федерацией. "Украинские военные корабли вошли в территориальные воды по прямому указанию киевских властей. (…) Координацию провокации осуществляли два сотрудника СБУ, которые находились непосредственно на украинских судах", — сообщили в ведомстве по итогам опроса военнослужащих ВМС Украины и СБУ.
Украинские официальные лица обратились к международной общественности за поддержкой. Но НАТО и Европейский союз отделались примиряющими словами, призвав к деэскалации обе стороны. Вынести вопрос на обсуждение Совбеза ООН в нужном ключе Киеву тоже не удалось. Даже президент США Дональд Трамп сказал только, что "происходящее между Россией и Украиной ему не нравится". Словом, о безоговорочной поддержке Киева речи не идет.
"Украина не является военным союзником стран НАТО. Военной помощи не будет. Это четкая позиция блока с 2014-го, и она такова: Украине сочувствуем, но прямой поддержки со стороны НАТО нет и не предвидится", — описал ситуацию заместитель Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Между тем военным пришлось оправдываться за то, что катера и буксир ВМС Украины были задержаны. "Мы рассчитывали на авиацию, — объяснял командующий украинским флотом Игорь Воронченко. — На тот момент уже наступило темное время суток. Можно было, но применять (авиацию) и преодолевать (российскую) систему ПВО было бы очень обременительно".
"Жертва" инцидента
Депутат Вадим Новинский прямо обвинил Порошенко в том, что тот переводит страну на военные рельсы с целью удержаться у власти. "До выборов осталось четыре месяца, у него самый низкий рейтинг, и он понимает, что нет никакой возможности легитимным способом избраться на очередной срок", — высказал мнение парламентарий. Действия украинского президента он назвал "безумными", "направленными исключительно на сохранение своей собственной власти".
Первый вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко, наоборот, уверяла сограждан в том, что военное положение необходимо, так как "атакуют наше морское пространство". Она объявила Украину "жертвой" инцидента. И тут же сама же себя опровергла, добавив, что Киев не будет играть "в ролевые игры (в качестве) жертвенной овцы".
Общество и парламент были так взволнованы, что президенту пришлось объяснять: "Военное положение не означает объявления войны".
Обсуждение обернулось скандалом
Заседание Верховной рады Порошенко заранее объявил закрытым, хотя по закону решение о формате мероприятия имели право принимать только сами депутаты. Поэтому медиа все-таки получили возможность освещать ход заседания. Как выяснилось, президент не зря хотел организовать голосование без посторонних глаз.
Почти сразу возник скандал. В предлагаемых на рассмотрение документах депутаты увидели пункт об ограничении прав и свобод. Причем в тексте указа на сайте президента такого пункта не было. Зато там было положение о "частичной мобилизации" в ряды вооруженных сил.
Парламентарии передали текст журналистам. Из документа следовало, что глава государства намеревался ограничить действие Конституции, гарантирующей гражданам неприкосновенность жилья, тайну переписки и телефонных разговоров, невмешательство в личную и семейную жизнь, свободу передвижения, слова, выражения своих взглядов и убеждений.
Также глава государства претендовал на право запрещать митинги. Судя по публикациям в СМИ, беспокойство у украинцев вызвало и возможное ограничение выезда за рубеж.
Впрочем, закон "О военном положении" и без того позволяет государству временно ограничивать конституционные права и свободы гражданин, а также поднимать вопрос "о запрете деятельности политических партий, общественных объединений". Более того, исполнительная власть в таком режиме может "запрещать (…) передачу информации через компьютерные сети" , то есть блокировать интернет. Военное положение дает президенту исключительные, фактически диктаторские полномочия.
Журналисты ранее могли ознакомиться с еще одним любопытным документом. Две недели назад кабинет министров опубликовал порядок эвакуации "отдельных категорий населения в случае введения военного положения". Совпадение неслучайное, считают критики президента. Киевский политический активист Миха Чаплыга напомнил, что "лучший экспромт — заранее подготовленный". "Теперь понятно, почему Петя (Порошенко) решил продать свою "Ленинскую кузню" (принадлежащий украинскому президенту завод — ред.)", — сделал вывод Чаплыга.
Депутаты заблокировали трибуну и запросили консультаций с Порошенко. "Я требую от вас не нарушать Конституцию и права миллионов украинцев", — кричал в зале заседаний глава фракции Радикальной партии Олег Ляшко.
Две цели Киева
В ответ на критику Порошенко предложил парламенту ввести военное положение на 30 дней, чтобы выборы президента прошли в установленные сроки. "Именно в начале декабря я внесу проект решения парламента о дате президентских выборов, которые должны состояться в соответствии с Конституцией 31 марта 2019 года", — пообещал украинский президент.
В результате был принят компромиссный вариант. Рада проголосовала за введение военного положения на 30 дней в десяти областях у границы с Россией, а также у Черного и Азовского морей. Особый режим устанавливается с девяти утра 28 ноября.
Даже такой результат дался Порошенко нелегко. Ему пришлось опровергнуть многолетние утверждения Киева о причастности Москвы к конфликту в Донбассе. "Как только российский солдат пересечет украинскую границу, я не буду терять ни секунды для того, чтобы обеспечить защиту украинской земли", — заклинал парламентариев президент Украины.
Депутаты подавали с места ехидные реплики. Одна из самых приличных: "Брехня!" Так парламентарии отреагировали на клятвенные заверения президента в том, что он не ограничит права украинцев. Накал страстей был таков, что Порошенко пришлось просить: "Можно, чтобы мы не матюкались в парламенте?"
"Порошенко идет на все от отчаяния. По всем опросам он не проходит даже во второй тур. Остается сыграть на слом электорального процесса — не позволить конкурентам провести полноценную избирательную кампанию, а может быть, и вообще сместить выборы на другую дату", — говорит эксперт.
По мнению политтехнолога, бывшего депутата Одесского городского совета Игоря Димитриева, сложившаяся ситуация на руку Порошенко.
"С одной стороны, Киев действует в Азовском море для того, чтобы понравиться большим белым хозяевам в Вашингтоне. "Качать" ситуацию у Керченского пролива начали намного раньше. До этого украинские военные моряки тихо-мирно запрашивали разрешение на проход и следовали себе в Мариуполь. А военное положение открывает для нынешней власти окно небывалых возможностей: СМИ под тотальным контролем, бюджеты местных администраций — тоже. Так "играть" в выборы Порошенко нравится намного больше", — заключил эксперт.