Речь, конечно, о Польше и Литве, которые, принимая такие решения, даже не пытались анализировать вопрос, логичный для государств, входящих в ЕС: а почему Германия, чья экономика — признанный "локомотив ЕС", никаких терминалов не строит и сжиженный природный газ (СПГ) не использует? - пишет колумнист Sputnik Литва Борис Марцинкевич.
Меркантильность польской PGNiG
Впрочем, ладно. Что Литва, что Польша – страны богатые, бюджет у них огромный, кто может запретить им миллиард евро потратить на то, что им хочется? У богатых, как говорится, свои причуды, в этой статье не об этом, а о том, насколько, при всем внешнем сходстве, по-разному подошли к реализации СПГ-проектов в Польше и Литве.
Литва много говорит о том, что Indenpendence вот-вот обеспечит и саму Литву, и всех желающих "противостоять агрессивному российскому газу" великолепно-замечательным СПГ из США. За прошедшие почти три года с того момента, как Indenpendence появился в порту Клайпеды, сюда прибыло целых два танкера-газовоза, пересекших Атлантический океан. Слов — много, а газовозы идут со скоростью штука в полтора года.
В Польше интенсивность закупок СПГ, произведенного в США, — точно такая же, но в активе уже есть контракт, пусть и с отсрочкой на три с лишним года, с Venture Global LNG, американской компанией, строящей новый завод по сжижению природного газа. Контракт, что особенно примечательно, — долгосрочный, на 20 лет, и к этому моменту мы еще вернемся.
Еще в активе польской государственной компании PGNiG — увеличение в этом году закупок газа у "Газпрома", почти на десять процентов по сравнению с 2017 годом. Причина простая — нельзя исключать, что в этом отопительном сезоне котировки американской национальной газовой биржи Henry Hub покажут рекордные отметки, а зимовать полякам хочется без приключений, без необходимости гоняться за газом на спотовом рынке, без Кракова, зимой тонущего в угольном дыме.
Но почему наращиваются закупки именно у "Газпрома", именно трубопроводного газа? Технически регазификационный терминал "Свиноуйсьце" в полном порядке, зачем "идти на поводу у агрессивной России", почему не увеличить поставки СПГ?
Рост стоимости фрахта танкеров-газовозов на спотовом рынке
Есть такое американское специализированное информационное агентство — S&P Global Platts, одно из ведущих в мире котировальных агентств на мировом рынке нефти, газа, продуктов их переработки. Для всех профессионалов отрасли это источник самой достоверной информации, которая позволяет оценивать риски, тенденции на рынке и, соответственно, строить прогнозы и планы.
S&P Global Platts 22 октября сообщило, что по сравнению с 2017 годом стоимость фрахта танкеров-газовозов, используемых на спотовых рынках СПГ, увеличилась в 3,5 раза, только за сентябрь рост стоимости составил 40 процентов. Этой статистике вторит и сообщение Международного энергетического агентства (МЭА), сделанное в свежем докладе Global Gas Security Carrier: "Отсутствие своевременных инвестиций в парк газовозов может представлять угрозу для развития спотового рынка СПГ и для безопасности поставок. Эти риски в настоящее время более актуальны, чем риски недостаточности мощностей для сжижения газа".
В докладе МЭА есть и осторожная оценка того, чем может обернуться эта угроза в случае, если во время наступающего осенне-зимнего периода в регионах, которые потребляют СПГ, снова будут затяжные морозы. В таком случае, по оценке МЭА, цена фрахта может вырасти до 250 тысяч долларов в сутки по сравнению с октябрьскими 130-140 тысячами. В обоих случаях речь идет о газовозах класса VLCC (Very Large Crude Carrier), дедвейт которых составляет от 160 до 320 тысяч тонн.
Странная ситуация, если мыслить категориями либеральной рыночной экономики: на рынке спотовых газовозов сформировалась немалая нише, а рынок не хочет ее заполнить. Но либеральная рыночная экономика существует только в мире, в котором над головами белоснежных единорогов парят розовые пони, украшающие поляны чудесного леса исключительно фиалками. В нашем же меркантильном мире все совершенно иначе.
Стоимость танкера-газовоза класса VLCC составляет около 180 миллионов долларов, время строительства — от двух до трех лет. Вкладывать вот такие суммы для того, чтобы потом заниматься спотовыми поставками, рискуя месяцами держать судно у причала по причине отсутствия заказов?
В этом году судостроительные заводы Южной Кореи, на верфях которой производится около 80 процентов всех танкеров-газовозов, работают едва ли не в три смены, по итогам года будет построено рекордное количество таких кораблей. Вот только их судьба заказчиками уже определена — газовозы строятся для выполнения долгосрочных заказов на поставки СПГ.
Только постоянная, заранее известная степень загруженности позволяет компаниям-судовладельцам рассчитать свои инвестиционные планы — "играть в рулетку" со спотовыми поставками желающих нет. Стоимость фрахта при перевозках по долгосрочным контрактам не изменилась ни на йоту — как была в прошлом году от 60 до 80 тысяч долларов, так и осталась.
Winter is coming
Так что поведение польской PGNiG совершенно логично — пусть политики и дальше говорят про Россию и "Газпром" что угодно, а зиму зимовать надо. Winter is coming — наверное, плакат с этими словами польские профессионалы из газовой компании развесили по стенам всех своих кабинетов.
СПГ из США в этот сезон может оказаться чрезвычайно дорогим, закупать на спотовом рынке СПГ и везти его в Свиноуйсьце тоже не имеет смысла из-за стоимости фрахта. Так что пусть политики поют своими злыми голосами, а у нас вот тут телефончик отдела сбыта "Газпром экспорта" записан… Меркантильно и цинично? А что делать, если ни единорогов, ни пони с фиалками не видно.
К сожалению, данных об объемах поставок российского газа в Литву пока нет — видимо, появятся только при подведении итогов 2018 года. Если есть у литовцев профессионалы такого же уровня, как у поляков в их PGNiG, — перезимуют спокойно, пусть и с выросшими ценами на электроэнергию. Если литовские газовых дел мастера заслушались речами президента Литвы — дорогим будет и теплообеспечение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.