РИГА, 6 ноя — Sputnik. Между Латвией и Россией происходит не отчуждение, а отвыкание. Латвийская политическая элита все дальше от понимания, как устроена Москва властная. В этой ситуации драйвером сближения в отношениях может стать бизнес, заявил проректор МГИМО Артем Мальгин в интервью журналу "Открытый город".
Мальгин отметил, что российская элита 1990-х — начала 2000-х прекрасно знала Латвию, ездила туда с советских времен, а сейчас происходит отвыкание. "А в отношениях между странами постоянно нужен приток свежих людей, которые тянут эти контакты", — отметил Мальгин.
В свете этого отвыкания латвийская сторона все дальше от понимания, кто принимает решения, куда зайти, с кем поговорить.
"Латвийская политическая элита все дальше от понимания, как устроена Москва властная. Это понимание есть у французов, у итальянцев, у немцев, есть контакты, экспертное сообщество, а здесь, к сожалению, — отсутствие понимания", — сказал эксперт.
Не тупик
Однако Мальгин не считает, что это тупик в отношениях, драйвером тут может стать бизнес.
"Прежде всего, это должен быть бизнес и та политическая элита Латвии и России, которая поймет, что дополнительный контакт — это плюс, а не минус", — подчеркнул проректор МГИМО.
Он отметил, что, несмотря на то, что генеральная линия Москвы и Брюсселя видится довольно жесткой и на протяжении последних лет сохраняется напряжение в отношениях, власть и в России, и в ЕС плюралистична, и это позволяет развивать контакты на разных уровнях.
"Наша властная элита плюралистична. Если вспомнить старый анекдот, у нас один ЦК, но в нем много подъездов. Зайдете в один, и там вам расскажут о борьбе с международным империализмом, зайдете в следующий, а там совсем иные мысли. Повторюсь, наша правящая элита плюралистична, и, конечно, надо выстраивать контакты с теми, кто к этому готов", — указал Мальгин.
И президент РФ Владимир Путин эту полифонию слышит, уверен Мальгин, поэтому нужно быть смелее в формулировании своих взглядов и донесении их до высшего руководства.
"Вы чего боитесь, вас что, расстреляют, посадят? Конституционная система построена таким образом, что есть верховный руководитель. Его верховенство подтверждается выборами в определенный период. Но хорошо, дорогие коллеги, тогда берите и доводите свое мнение в этой системе, не бойтесь", — сказал Мальгин.
То же самое касается властей в ЕС.
"А что, Брюссель монолитен? В Евросоюзе есть национальные квоты, национальные комиссары, депутаты, грубо говоря, лоббистские группы, группы формирования мнения внутри ЕС. И работать надо со всеми. Просто надо вкладываться. Сколько вкладывались в двусторонние отношения с Грецией, с Кипром, как выстроены отношения со Словакией. Я не беру грандов, я говорю о странах, сравнимых с Латвией по масштабам, по значению. Так же и здесь, те, кто начнет выстраивать контакты с Россией, получат выгоды от роли посредника", — заявил Мальгин.
По мнению проректора МГИМО, подозрения и критика в адрес тех, кто пытается наладить контакты с РФ, — болезнь нескольких лет, и она пройдет.
В этом смысле очень показателен пример Германии, именно интересы немецкого бизнеса позволили сохранить и политические отношения в условиях санкций на высоком уровне.
"Что сдерживает от падения российско-германские отношения? Бизнес, который транслирует свои интересы на уровень политики! При всех наших непростых отношениях у Германии общий положительный имидж, потому что те немецкие предприниматели, которые работают на восточном направлении, добиваются рациональных решений", — отметил Мальгин.
Пространство для сотрудничества
Даже в сегодняшних условиях у Латвии есть пространство для сотрудничества с восточным соседом, уверен Мальгин.
"Те же санкции и контрсанкции касаются не всего ассортимента продукции, вне их остается целый ряд наименований продукции", — сказал он.
Не так пессимистично, как многие, Мальгин настроен и в отношении финансово-банковской сферы Латвии, которая долгое время использовалась российским бизнесом.
"Латвия все равно остается удобной локацией с подготовленной банковской системой, персоналом, умеющим работать на русском языке. Это тот сектор, который по-прежнему можно предлагать в России. Мне кажется, что то отчаяние, в которое два года назад начали все впадать в связи с банковско-финансовыми отношениями по линии Латвия — Россия, преувеличено", — заявил Мальгин.
Свою точку зрения он поясняет так: Латвия к России все равно будет ближе, чем многие другие страны.