РИГА, 1 ноя — Sputnik. Противникам электрификации железной дороги нужно помнить, что этот проект был утвержден Еврокомиссией еще в ноябре 2014 года, и Латвии придется выполнять изложенные там требования, подчеркнул мэр Вентспилса Айварс Лембергс на еженедельной конференции.
"Как вы знаете, в новом Сейме широко представлены политические силы, которые считают, что Латвии не нужно реализовывать проект электрификации железной дороги", - начал Лембергс.
Политик хотел бы напомнить таким депутатам о программе "Рост и занятость", которая была разработана министерством финансов и утверждена правительством, а затем Еврокомиссией еще в 2014 год. От латвийской стороны документ подписан главой кабмина Лаймдотой Страуюмой, а за министра финансов подписался глава МИД Эдгарс Ринкевичс - оба этих политика представляют "Единство".
"Так что заявления, что электрификация - это все проект СЗК, - это fake news", - подчеркнул Лембергс.
Мэр Вентспилса привел сведения из этого документа о софинансировании ЕС мероприятий по совершенствованию транспортной системы: из Европейского фонда регионального развития предполагалось выделить 5,33% средств, а из Фонда сплочения 20,92%.
Одна из ключевых целей на транспортном направлении - создание конкурентоспособной и экологичной железнодорожной инфраструктуры TEN-T (Трансъевропейской транспортной сети), в том числе ее электрификация.
"Электрификация железнодорожных путей снизит общие издержки железнодорожного коридора, повысит конкурентоспособность, привлечет новые грузы, сократит нагрузку на окружающую среду и обеспечит соответствие долгосрочным целям и транспортной политике ЕС", - подчеркивается в документе.
Перечислены и специальные показатели, по которым будет оцениваться достижение поставленных целей. Один из основных критериев - сокращение выбросов углекислого газа на железнодорожных перевозках.
Лембергс отметил, что перекинуть европейское софинансирование, предназначенное для транспортной отрасли, на другие направления, например образование и науку, как того предлагают некоторые новые партии, нельзя по правилам подобных европейских программ.
Но главной проблемой остается сокращение выбросов углекислого газа.
"Что вы будете делать - покупать электромобили и финансировать производителей Tesla и Volkswagen? И что от этого улучшится в Латвии?" - вопрошает Лембергс.
Он уверен, что политики, выступающие против электрификации, просто обманывают избирателей - но очевидно, что из тысячи избирателей эти детали знает хорошо если один, и политики этим пользуются.
Проект электрификации железной дороги рассчитан до 2030 года. В рамках первого этапа к 2023 году намечается электрифицировать железнодорожные линии Даугавпилс — Крустпилс, Резекне — Крустпилс и Крустпилс — Рига. Общие расходы первого этапа электрификации железной дороги запланированы в размере 441 миллиона евро. Большую часть средств выделяет ЕС, однако самому предприятию Latvijas dzelzceļš требуется найти 94 миллиона евро. Эти средства компания намерена занять в Европейском инвестиционном банке.
Как уже писал Sputnik Латвия, проект вызывает вопросы не только у политиков, но и у специалистов отрасли. Так, директор Государственной железнодорожной администрации Юрис Иесалниекс считает, что проект плохо просчитан и через несколько лет может принести огромные убытки.