Носки разведчика Леопольда и секретные документы в огне: сыск, который вечен

Удивительные истории латвийского сыска и пожелание видеть в людях людей от ветерана Уголовного розыска, руководителя организации SBS и присяжного адвоката Михаила Черноусова
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 20 окт — Sputnik, Евгений Лешковский. Ветераны Уголовного розыска Советской Латвии могут хоть завтра возвращаться в систему внутренних дел и легко обойдут тех, кто воспитывался уже в новой республике.

Убийственная статистика: число тяжких преступлений в Латвии растет

В октябре во всех республиках бывшего СССР отмечали 100-летие уголовного розыска. Не забывают эту дату и в Латвии, где в свое время работали специалисты самого высокого уровня. Один из таких – Михаил Черноусов.

Сейчас он руководит общественной организацией Society for Baltic security (SBS), а также является присяжным адвокатом. О нынешней работе Черноусова Sputnik уже рассказывал. А в советские годы он служил в Уголовном розыске, где в том числе руководил и одним из самых секретных подразделений – агентурным.

Другого пути не было

Нынешняя Криминальная полиция по сути - продолжение на новый лад традиций советского Уголовного розыска, к которому Черноусова тянуло еще со школьных лет.

Совсем мальчишкой он был командиром школьного отряда дзержинцев, потом – комиссаром городского бюро дзержинцев, затем - командиром оперативного комсомольского отряда и так далее. После школы другого пути просто не было, кроме как поступать в единственную тогда во всем Союзе специализированную школу МВД в Омске. Она, кстати, тоже скоро будет отмечать столетие.

"Школа была уникальная, мы еще застали преподавателей, когда-то работавших даже в Смерш (контрразведывательные органы) и разведке. Да, кстати, в первый год я не поступил в школу по конкурсу. От Латвии тогда поступало сразу двенадцать человек, но прошло только двое. Хотя я набрал больше баллов на экзаменах, но взяли нацкадра - Ренара. Такая была установка: при поступлении людей из союзных республик приоритет всегда у нацкадров", - вспоминает Черноусов.

На четвертом курсе его отправили на практику в Челябинск, где наставником был Вячеслав Симбиркин, о котором по сей день руководитель SBS вспоминает с большим уважением. Он был сыщиком от бога - дела раскрывал почти не выходя из собственного кабинета. Школу УГРО, кстати, Михаил Черноусов окончил с красным дипломом, и уже во время стажировки у него были раскрытия преступлений, например, автоугоны на Урале.

"Я вернулся в Ригу, где первый разговор у меня был с Михаилом Ивановичем Курковым – одним из самых уважаемых в Латвии сыскарей. Меня в итоге назначили в секретный отдел Управления уголовного розыска МВД ЛССР, где надо было работать с агентурой по перекрытию мест, представлявших оперативный интерес", - рассказывает Черноусов.

Операция "уральские гастролеры"

Одно из первых дел было связано с тремя грабителями, так называемыми гастролерами аж с Урала. Они ехали в Латвию, меняя по пути ворованные машины, и обчищали в разных городах в основном теневиков и цеховиков, предварительно узнавая, у кого рыльце в пушку и кто после ограбления не будет заявлять. Грабители, сделав дело, быстро уезжали и не оставляли никаких следов.

Журналист: МВД хочет бороться с фейками, а не ловить преступников

Серьезно прокололись они всего пару раз. Ограбили зимой одного таксиста, обчистили всю машину, даже колеса сняли, оставили ее подальше от дороги, у леса, а водителя привязали к рулю и оставили умирать на морозе. Но таксиста кто-то из проезжающих в стороне машин заметил, и человек выжил. Так, оперативники получили первое описание примет преступников.

Второй прокол у гастролеров был в Риге: они попытались ограбить квартиру военкома. При этом чуть не убили пожилую женщину – маму военкома, но она стала громко кричать и буквально чудом спаслась, а бандиты ретировались без добычи.

"Информация о них к нам поступила от агентуры, но толком почти ничего не было известно. Только что один грабитель – мастер спорта по боксу, другой - в ЦСК (Центральный спортивный клуб - ред.) дзюдоист в тяжелом весе, третий – просто здоровенный рецидивист, ранее судимый за разбои. Они остановились в гостинице "Даугава". Но как их там брать? К тому же они были парни здоровые, дров могли наломать, да и прикрытие сверху было серьезное. Например, у одного - родственник в Челябинске директор областного театра, за другого из ЦСК явно вступятся. В общем, так просто, без веских доказательств, не задержишь. И тем не менее мы нашли повод задержать их "для работы" на две недели. И по крупицам за это время собирали информацию: сколько совершили преступлений по пути от Урала до Прибалтики. И в конце концов их привлекли к ответственности за тяжкие серийные преступления в нескольких регионах", - поведал ветеран УГРО.

Как горят совершенно секретные документы

Черноусов участвовал в формировании отделения "А" в уголовном розыске Московского района города Риги.

Агентурно-оперативное подразделение занималось раскрытием преступлений по линейному принципу, в том числе деяний, связанных с угонами, наркотиками, квартирными кражами и розыском преступников. Нашего героя, тогда еще молодого человека, сразу назначили начальником этого спецподразделения.

И вот одно из серьезных дел. Накануне 8 Марта ограбили начальника спецчасти московского райкома партии. В этот день он отмечал с коллективом праздник, слегка поддал и пошел домой, взяв с собой портфель с документами особой важности, причем такого уровня, что даже не у всех сотрудников МВД к подобным был допуск. Тогда некоторые партработники могли курировать работу отдельных структур даже в КГБ.

Криминальная полиция Латвии ловит преступников и в интернете

"Надо же было додуматься идти пьяному домой через Ивановское кладбище. В общем, там его избили, ограбили и дипломат похитили. Мы в выходной день на ноги подняли всю агентуру! И поступила оперативная информация, в каком доме могут быть грабители. Мы вдвоем с коллегой пошли их брать, причем без прикрытия и групп захвата, поскольку все оказались заняты. Встали около дверей и ждем. Вдруг один грабитель вышел из квартиры, мы его скрутили и ворвались внутрь. И видим там такую картину: двое сидят около печки и топят ее секретными документами. Словом, рядовые грабители, которым нужны были только деньги. Они не понимали, насколько ценны бумаги в их руках: не только местные самые серьезные преступники, но и разведки западных стран за них бы крепко бились. Опоздай мы ненадолго, эти герои все документы спалили бы!" - смеется Черноусов.

Носки разведчика Леопольда

Еще одно дело на новом посту у молодого сыщика было связано с расчлененкой. В Риге на улице Даугавпилс обнаружили труп проститутки, разделанный прямо-таки по всем правилам Джека-потрошителя. Тогда в Риге всех подняли, ведь такое убийство – это очень серьезно.

"Мы стали узнавать, какие у нее были последние клиенты. Нашли на месте преступления в крови мужские носки. Чьи? И добыли информацию. Я на полном серьезе, мы стали искать хозяина этих носков, поскольку узнали, что он был с дамой примерно во время ее убийства, и им оказался бывший разведчик по имени Леопольд. К тому времени Леопольда из системы уволили за злоупотребление горячительным, и он устроился инкассатором. Стали его прорабатывать детально. А он, хоть и уволенный за пьянство, но профессионал. Все понимает, все видит и просчитывает: ну, был у дамы, и что, иногда надо, а носки просто забыл надеть, быстро уходя", - рассказал сыщик.

Преступник всегда возвращается… в ювелирный магазин в Даугавпилсе

Разведчика проверяли даже по методу науки одорологии – по запаху. Собака тогда по носкам определила подозреваемого из десятка опознаваемых. Правда, потом оказалось, что он и собаку, и всю оперативно-следственную группу провел. На время проверки положил в карман бутерброд: поди догадайся, собака к нему подбежала по запаху носков или бутерброда?

В итоге подозрения не подтвердились. Леопольда признали невиновным, а маньяком оказался совсем другой человек, который пришел к даме ночью уже после разведчика.

Агенты, вербовавшиеся сами

И этого преступника, и многих других Черноусов выявлял благодаря грамотной работе с агентурой. Удивительное дело, но иногда люди, за которыми что-то было, сами шли на добровольное сотрудничество.

Черноусов рассказал историю, связанную с такой добровольной вербовкой, когда он совершенно неожиданно "получил ценного агента".

Один криминальный авторитет готовился к серьезному ограблению. И он подозревал, что кто-то в его окружении является агентом УГРО, только не мог понять, кто именно. В итоге его взяли на месте преступления. Только авторитет был талантливым и от тяжелой статьи сумел уйти. Его посадили на год за обычное хулиганство.

Через год этот авторитет освободился из мест лишения свободы, пришел в кабинет к Черноусову и сказал примерно следующее: "Начальник, меня много раз менты пытались вербовать, но я никогда не поддавался. За год на зоне я так и не понял, кто меня в тот раз сдал. Могу быть тебе полезным".

По словам Черноусова, непросто сказать, для чего люди вообще идут в агенты. Одни соглашались сотрудничать в обмен на свободу, другие становились агентами, чтобы убрать конкурентов в преступной среде. Третьи, по предположению Черноусова, ради какого-то куража. Четвертым было просто по-человечески интересно. Причины разные. Об этом написано много научных трудов, проведено исследований, изучается в спецшколах, применяется в работе спеслужб.

Черноусов рассказал, что у каждого оперативника вырабатывается свой подход к агентам и лично его научная диссертация также была посвящена этим проблемам оперативной работы.

"До сих пор иногда вижу своих бывших негласных помощников, и с ними у меня сохранились хорошие отношения. Оперативные контакты всегда старался строить на взаимоуважении. И многим нынешним оперативным сотрудникам МВД я бы порекомендовал почаще видеть в окружающих людях - в собеседнике, подозреваемом, свидетеле - именно человека. Даже в агенте. Тогда и результаты работы станут лучше", - заверил Черноусов.