РИГА, 26 сен — Sputnik. Латвийские политики не могут договориться по двум спорным вопросам относительно диаспоры. Первый — какой необлагаемый минимум применять к пенсиям пенсионеров, которые вернутся в Латвию после работы в Западной Европе. Второй вопрос носит идеологический характер. Депутатам предстоит договориться об определении понятия диаспоры, а именно: считать ли представителями таковой эмигрировавших латвийских неграждан, пишет газета Latvijas avīze.
Налогообложение пенсионеров
Вопрос о том, какой размер необлагаемого налогом минимума применить к пенсиям тех, кто заработал их в Европе, стал предметом длительных дискуссий.
Вернувшись в Латвию и став там официальными резидентом, тот, кто работал за рубежом, должен платить подоходный налог с населения (ПНН) со своих доходов, включая пенсию. Однако в Англии, например, необлагаемый налогом минимум пенсии составляет около одной тысячи евро в месяц, а в Латвии — только 235 евро.
В конце прошлой недели комиссия Сейма все-таки смогла договориться по этому вопросу, решив, что "к реэмигрантам применяется необлагаемый минимум в таком размере, в каком он превышает установленный необлагаемый налогами минимум соответствующего иностранного государства".
Правда, некоторые должностные лица опасаются, что желание депутатов перед выборами заручиться голосами диаспоры может вызвать недовольство местных пенсионеров, пишет газета. "Политикам придется попотеть, чтобы объяснить им, почему они платят налоги со своих доходов, превышающих 235 евро, а реэмигранты — только с тех, которые превышают 1000 евро", — говорится в статье.
Неграждане – диаспора или нет
Второй проблемный вопрос носит идеологический характер – считать ли диаспорой уехавших за рубеж неграждан Латвии.
Комиссия Сейма по иностранным делам на данный момент установила такое определение диаспоры – "живущие вне Латвии на постоянной основе лица, которые являются гражданами Латвии или латышами, или членами их семей".
Однако руководитель комиссии Оярс Калниньш ("Единство") считает, что это определение необходимо дополнить, ведь сейчас из диаспоры фактически исключены ливы.
Кроме того, "за бортом" диаспоры остаются неграждане.
"На наш взгляд, дефиницию нужно сделать шире, чтобы она включала в себя не только граждан Латвии и латышей, но и неграждан и нелатышей, которые все же связаны с Латвией", — заявила представитель Объединения латышей Европы Элина Пинто.
Она подчеркнула, что в своей работе с диаспорами сообщество в основном принимает во внимание связь с Латвией, а не национальность или гражданство.
"Определение диаспоры в настоящем его виде осложняет нашу работу с ними", — заключила Пинто.
Интересно, что с мнением Объединения латышей Европы согласно и министерство иностранных дел.
Однако существует и противоположное мнение, его придерживается представитель Национального объединения Рихардс Колс, который считает существующее определение диаспоры достаточно точным и корректным. По его словам, когда такое определение было взято за основу, на заседании присутствовали все организации диаспоры и никто не возражал против него. Корректным такое определение посчитало и Юридическое бюро Сейма. По его мнению, неграждан нельзя включать в определение диаспоры.
"Одной из целей этого закона является привлечение членов диаспоры к гражданскому и политическому участию в делах страны. Какое политическое участие может быть в случае неграждан? Тогда придется менять закон о выборах в Сейм и в местные органы власти и позволить негражданам голосовать. Но тогда будут противоречия между законами", — заявил Колс.