Лукашенко: если Литва не хочет сотрудничать, сделаем упор на Латвию

Разногласия Литвы и Беларуси по поводу строительства БелАЭС могут сыграть на руку Латвии: часть транзита белорусских грузов может быть перенаправлена из Клайпеды в латвийские порты
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 18 сен — Sputnik. Если Литва не очень хочет сотрудничать с Беларусью, нужно сделать упор на Латвию, заявил президент Александр Лукашенко, назначая нового посла в Латвии, сообщает пресс-служба главы Беларуси.

Новым послом Беларуси в Латвийской Республике стал Василий Маркович. Назначая главу дипмиссии в Латвии, Лукашенко отметил большой потенциал в развитии сотрудничества с Ригой.

"Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный — и немалый — эффект", — заявил президент Беларуси.

Вернет ли Минск Латвии калийный транзит: Макея встречают в Риге

Он отметил, что Латвия понимает, что Евросоюз мог поддержать ее какое-то время, но потом придется зарабатывать самим. И от сотрудничества с Беларусью балтийская страна сможет получить выгоду.

"И самое главное для нас — через Латвию мы можем обеспечить беспрепятственный нормальный выход к морю с выгодой для себя. И в этом направлении мы должны работать", — подчеркнул белорусский лидер.

В настоящее время Беларусь использует латвийские порты в первую очередь для перевалки нефтепродуктов — там переваливается 64% темных нефтепродуктов и более 80% светлых нефтепродуктов. Литовский же порт Клайпеда Беларусь выбирает для перевалки по большей части удобрений — из-за более выгодных тарифов.

Беларусь начала экспортировать нефтепродукты через российские порты

Однако Латвия не оставляла попыток переломить ситуацию, чтобы вернуть утраченные позиции. Рига в целях оптимизации логистических затрат при транспортировке белорусских калийных удобрений в Вентспилсский порт еще в 2010 году предлагала Вильнюсу совместный маршрут поставок: Кяна/Стасилос — Йонишкис. В этом случае маршрут поставки проходил бы через Беларусь, Литву и Латвию, что сократило бы на 273 км логистическое плечо по сравнению с предыдущим маршрутом в обход Литвы. Но литовцы не поддержали этот проект, так как на тот момент Вильнюс уже вел железнодорожную блокаду латвийских портов.

В 2009 году Литовские железные дороги под предлогом технических работ разобрали кратчайшую в латвийском направлении железнодорожную ветку Бутинге — Ренге. Еврокомиссия после долгого разбирательства обязала Литву восстановить рельсы, но на это потребуется несколько лет.

Сегодня Латвия имеет все шансы договориться с белорусскими властями о стратегическом торгово-экономическом партнерстве, основой которого должен стать энергетический диалог. Поставки в Латвию электроэнергии со строящейся БелАЭС (против которой активно выступает Литва) могут вернуть и калийный транзит через латвийские порты.