РИГА, 18 сен — Sputnik, Тимур Селиванов. Российский запрет на ввоз шпрот кардинально изменил рынок Латвии — одни компании стали искать новые рынки сбыта, другие сократили производство до минимума, третьи просто закрылись. До международной выставки продуктов питания WorldFood Moscow, которая проходит с 17 по 20 сентября в Москве, добрались только две латвийские компании.
Представители фирм рассказали корреспонденту Sputnik, как изменился шпротный рынок, почему жесть популярней стекла и как часто их просят вернуться в Россию.
Два пути
У латвийских производителей шпрот есть только две возможности попасть на российский рынок — получить специальное разрешение от Россельхознадзора или перевести производство в Россию. Первое удалось только компании Karavela, а по второму пути пошла фирма Gamma-A.
"Российский рынок переформировался после начала "шпротных войн", и мы, латвийские компании, этот рынок теряем", — констатировал директор отдела маркетинга Karavela Янис Энделе. Он признался: несмотря на эксклюзивное право ввоза, за 2018 год компания продала в России менее трех процентов от всего объема продукции.
"Раньше Россия закупала большую часть шпрот, которые выпускались в Латвии. Сейчас объемы этих закупок сократились более чем в два раза, и российскую долю мы в годовом бюджете уже не учитываем — она слишком мала. Тем не менее совсем отказываться от продажи шпрот в России мы, конечно, не намерены, это было бы глупо", — пояснил директор.
Теперь продукция Karavela позиционируется в России как дорогие шпроты высокого качества. По мнению Энделе, латвийцам нет смысла бороться с местными производителями за бюджетный сегмент. Закупщики уже переориентировались на низкую цену, и сам продукт деградировал. Сейчас компания может предоставлять покупателям из России только дорогую, но качественную альтернативу.
Производство "на ручнике"
Эмбарго сильно ударило по компании Gamma-A, и ей пришлось перевести часть производства шпрот в Калининград. Качество при этом пострадало, и теперь россияне берут местную "Старую Ригу" гораздо реже, чем раньше — латвийскую. Из Риги в Россию Gamma-A может поставлять только консервированные салаты — по закону рыбы в них менее двадцати процентов.
Игорь, менеджер московского представительства компании, уточнил: производство шпрот — как виноделие, в нем важен многолетний опыт, которого у российских производителей пока нет. Он раскрыл секрет, почему фабрики в России чаще всего прячут рыбу в жестяные банки — для стеклянной упаковки она выглядит некондиционно.
"Шпроты в стеклянных банках в России никто не делает — для этого нужно вылавливать рыбу очень осторожно, чтобы не повредить шкурку. Если вылов был неправильным, то всю рыбу можно отправлять разве что на кильку в томате", — рассказал менеджер филиала Gamma-A.
Производство шпрот сложно еще и потому, что для него требуется ручной труд. Как рассказывает Энделе, шпротная отрасль в общем рыбном бизнесе очень маленькая, а технологии дешевеют только в отраслях с большим объемом производства. "Даже когда онлайн-магазины начнут доставлять посылки на дом с помощью дронов, то наша отрасль, скорей всего, не автоматизируется", — считает он.
Шпротные очереди
Отсюда вытекает еще одна трудность для латвийского шпротного бизнеса — высокие расходы на производство. По словам представителя Karavela, каждый рабочий, получая семьсот евро в месяц, обходится работодателю в 1300 евро налогов. Да и электроэнергия, по подсчетам руководителя компании Андриса Бите, получается для латвийцев дороже, чем их соседям по Евросоюзу.
"У наших российских конкурентов-коллег сейчас феноменальное время: они могут строить бизнес сами, без соперничества с зарубежной продукцией. К сожалению, они не пользуются этим так, как следовало бы", — заявил Энделе.
Но даже после нескольких лет действия ограничений на ввоз в Россию спрос на рижские шпроты не пропал — к стендам двух компаний то и дело подходят представители российских фирм-ретейлеров. Московский менеджер Gamma-A улыбается:
"С вопросом: "Когда в Россию вернутся латвийские шпроты?" — к нам обращаются почти каждый день. Если сейчас объявят, что нам можно продавать латвийские шпроты, очереди выстроятся. Нас знают и помнят".
Напомним, в начале июня 2015 года Россельхознадзор ввел запрет на поставку в Россию рыбной продукции из Латвии и Эстонии из-за системных нарушений, выявленных ведомством в ходе инспекций, а также в связи с наличием в продукции канцерогенного вещества бензопирена.
В середине декабря 2017 года Россельхознадзор снял запрет на поставку в Россию шпрот с двух предприятий Латвии и Эстонии. Разрешение на возобновление поставок касается латвийского предприятия SIA Karavela (рыбные консервы, пресервы), а также эстонской компании DGM Shipping AS (рыба и рыбопродукция — из кильки, салаки).