На самом деле, после СтихоМарша уже даже не смешно. Сложно сделать что-то более убийственное для репутации русских. На новую акцию "Наш выбор" постарались привести даже отряд снегурочек, но не удалось. И на том спасибо.
Масштабы волонтерского движения предвыборной кампании Русского союза Латвии (РСЛ) оставляют желать лучшего, хорошего настроения и держаться. И за это РСЛ можно сказать спасибо.
Я не люблю вранье. Я дома, сидя на диване, делаю для русских школ больше, чем любой митинг в их защиту. Я не позорю тех, кто теоретически хотел бы сохранить образование на русском. Но в данном случае что-то пошло не так, и вранье организаторов спровоцировало ответное вранье, тем самым сыграв и против себя и себе же на пользу. Эдакая лента Мебиуса. Сейчас объясню.
Театр абсурда
В своей заявке на шествие РСЛ указывал, что будет порядка тысячи человек. Потом организаторы задумались и решили, что звучит несолидно. Тогда они раздули щечки и сказали, что на самом деле неизвестно, сколько придет — может, и миллион. Органы безопасности обрадовались, испугались и скорректировали маршрут движения могучего шествия из соображений безопасности. Раз вас миллион пойдет, то давайте-ка мы вас, таких решительных, лучше сдвинем немного с центральных улиц. И сдвинули.
Можно как угодно относиться к "Согласию" в целом и к лидеру этой партии Нилу Ушакову в частности, но он задал резонный вопрос: если РСЛ позиционирует себя борцами за русских, то почему они настроены против единственной партии, которая представляет русских, а остальных не трогают?
РСЛ хочет "откусить" самый недумающий электорат у "Согласия". Хорошо это или плохо — другой вопрос. Факт в том, что они даже не пытаются скрыть то, что именно это является их основной целью.
Глава министерства образования Карлис Шадурскис совершенно откровенно дал понять, что данные протестные акции никак не повлияют на ситуацию. Это плохо? Конечно, это плохо. Но "Согласие" хотя бы на словах обещает попытаться что-то сделать. РСЛ не обещает ничего.
Деструктивная позиция
Позиция "против" ущербна и деструктивна с самого начала. Люди, выступающие против войны, только подливают масла в огонь. Мне импонирует позиция тех, кто выступает за мир: именно они что-то делают.
Если попытаться посмотреть объективно, то РСЛ борется не против реформы. РСЛ борется против определенной политической силы — против "Согласия". И возникает вопрос, кому выгодно свалить "Согласие"? Если вы захотите ответить, что это Кремль, то поспешу не согласиться. "Согласие" и без того считается прокремлевским, так что это невозможно.
Созидательные качества "Согласия" — под вопросом. О РСЛ в этом плане нечего и говорить. Они даже не пытаются прикидываться серьезными политиками. Политическая сила, от которой баллотируется "лидер отряда барабанщиков", изначально не имеет права рассматриваться как нечто, направленное на всеобщее благо.
Сегодня, во время митинга в защиту русских школ в Риге, я позвонил коллеге. Человеку, который неоднократно выступал за русские школы и оппонировал мне в моих нападках на РСЛ.
— Привет. Ну, что там у вас?
— Да… Ничего. Тысячи полторы.
— Мне доложили, что там и Снегурочка есть.
— Ну, да.
— Сам-то выступишь с речью?
— Не знаю. Думаю.
Культ карго
Катастрофа РСЛ заключается в том, что иногда люди начинают думать. А для данной политической силы это смертельно.
Во время поездки по Украине в одной из написанных статей я провел аналогию между украинским Wi-Fi и культом карго (в культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для аборигенов).
Украинцы, предсказуемо, обиделись. Сказали, что не так все и я переворачиваю. Разность мнений и восприятия всегда имеет право на жизнь. Но когда лидер отряда барабанщиков формирует дополнительный отряд, чтобы "Так победим" — аналогии уже не нужны. Эти люди сожгут даже соломенный вайфай. Именно так — русскими буквами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.