РИГА, 8 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. Очередная выставка Riga Food на Кипсале собрала рекордное число иностранных производителей: 720 предприятий из 35 стран. 15 из них вообще были представлены национальными стендами — эстонцы, армяне, грузины, греки, итальянцы, россияне, белорусы, украинцы, ну а литовские производители так и вовсе заняли большую часть всей выставки.
Что ищут все они на нашем крошечном рынке, который намного меньше эстонского и беднее литовского?
Настоящее качество из России
Большую часть одного зала Кипсалы заняли производители, которым помог приехать сюда Русский торговый дом. Им, как и Деловым союзом Евразии в Латвии, руководит Эдгарс Седлиньш.
Он рассказал Sputnik, что на выставке представлена пара десятков компаний от западных регионов России и аж до Урала: из Екатеринбурга, Челябинска, Краснодарского края, Ленинградской, Калужской, Тверской областей и других мест. У всех самая разная продукция: макароны, крупы, мука (амарантовая, льняная, конопляная, гречишная), сладости, пиво, соки, целебные чаи и настойки.
"Многие хотят войти на этот рынок, ведь он – европейский, и наш деловой союз помогает в этом. На выставке нам было важно, чтобы покупатель увидел и оценил, что значит настоящее российское качество", — подчеркивает Эдгар Седлиньш.
А насколько в России продукты качественные, доказывал даже один стенд — Приморского пищевого комбината, который привез изделия из помидор – пасты, кетчупы, соусы. Руководитель отдела продаж комбината Вадим Козлов рассказал Sputnik, что вся продукция производится не только по нынешним российским стандартам, а по намного более строгим советским ГОСТам.
"Продукция качественная, например, пасты у нас без разных нехороших добавок: мы не используем консервантов (максимум – натуральный яблочный уксус) и загустителей вроде крахмала (в Европе-то это обычное дело), а просто перерабатываем большее количество помидор. И сейчас из-за падения курса рубля наша продукция у вас продается по самым выгодным ценам", — говорит Вадим Владимирович.
Литовские цеппелины да под домашнее вино
Если россияне заняли лишь определенную часть выставки, то друзья-литовцы были вообще везде – и крупные производители, и совсем домашние, где все буквально своими руками делают. И все они говорили, что латвийский рынок им интересен, поскольку, несмотря ни на что, потребитель тут благодарный, литовскую продукцию как свою воспринимает.
Одно такое домашнее производство вообще корнями из Риги – Miltinuko receptas, которым руководит Алдоня Грицкиене: ее дед родом из нашего города, потом, еще в начале прошлого века, перебрался в Германию, а оттуда – в Литву.
"У нас производство в Янишки, это недалеко от Риги, где мы делаем био-продукцию: гамбовцы – ленивые вареники, классические цеппелины, разные виды пельменей (одни типа итальянские, вторые более традиционные — наши). Все это делаем вручную, поэтому продукции хоть и немного, но выходим с ней за пределы литовского рынка", — говорит Алдоня Грицкиене.
Ищут выходы в другие страны и производители домашних литовских вин, которые хоть и похожи на латвийские, но более тонкого вкуса, как например, от Ceslovo Vynas. Это вино делает муж с женой – Чеслав и Татьяна Рамошкене. Некоторое время назад они получили документ, подтверждающий, что это первое хозяйство в Литве, где для вина используют все свое и ничего не закупают.
"Все выращиваем сами – яблоки, малину, айву (когда-то у нас было ее четыре кустика, а теперь – четыреста) и делаем замечательный продукт под руководством мужа-технолога. Когда делаем из ягод вино, сахара добавляем мало, а для производства яблочного сидра вообще его не используем. Еще делаем игристое красное малиновое вино – по классической технологии производства шампанского. Между прочим, вино из малины или черной смородины оценивается так же, как и из винограда – в зависимости от урожая того или иного года", — рассказывала Алдоня Грицкиене.
От Беларуси до холмов Грузии
Брали качеством и белорусские производители замечательных напитков, которых в зале Кипсалы было даже больше, чем запасов минеральной воды в бутылках. У белорусских заводов был объединенный стенд алкогольной продукции со всей республики, качество которой гарантирует чуть ли не сам президент: производство контролируется государством. И латвийский покупатель, действительно ценящий качество, когда подходит к полкам в магазинах, почти всегда предпочитает белорусские "вкусняшки" местным.
Было что показать и соседям по залу – грузинам. Их вина тоже – национальное достояние. Неслучайно грузинские вина и чачу представляло министерство окружающей среды и сельского хозяйства.
"У нас здесь одиннадцать компаний из всех регионов Грузии. Есть и крупные предприятия и семейные. Наверное, не стоит говорить, насколько грузинские вина качественные? Причем это вне зависимости от того, низкая цена за бутылку или высокая, если речь идет о коллекционных винах. И хотя латвийский рынок небольшой, но — европейский, а значит, нашему производителю особенно интересен, ведь многие за пределами своей страны пока даже не торгуют", – сказала Sputnik представитель министерства Мариам Адами.
Греческие оливки и армянские сладости
С некоторых пор в Латвии открывается все больше небольших фирменных греческих магазинчиков, или же их продукцию везут сюда местные предприятия – от вин до масел и оливок. Казалось бы, всем известны греческие товары, особенно – оливки, а на самом деле их, настоящих, в Латвии мало. Знаете ли вы, например, что настоящие черные оливки – темно красного цвета. А те, что черней ночи и продаются в наших супермаркетах, просто крашенные. И вкус настоящего греческого масла большинству здешних покупателей совершенно не знаком. Об этом корреспонденту Sputnik рассказали на греческом стенде Anvi.lv.
Мало, кому знакомы вкусы и другой теплой во всех отношениях страны — Армении. На Кипсале страну гости узнавали с самой сладкой ее стороны – по конфетам крупнейшей в целом Закавказье компании "Гранд Кенди" (бренд JOYCO). Ее менеджер по продажам Абрамян Геворг рассказал, что продукция компании пока не представлена ни в Латвии, ни вообще в Прибалтике.
"Нам интересен ваш рынок. Здесь мы готовы представлять сотню видов конфет, которые уже отлично продаются во многих странах – особенно в Германии, Японии, Вьетнаме, куда сладости отправляем самолетами. Везде ценят именно армянское качество. Единственное, что мы закупаем для конфет, – это кофейные бобы – напрямую из Африки, и у себя их перерабатываем. А все остальное – свое: сухофрукты, орехи и другие ингредиенты. То, что конфеты высокого качества и без использования жестких консервантов, доказывает их срок годности: не два года, а полгода", — говорит Абрамян Геворг.
Посетители выставки за четыре дня оценили вкусы многих стран мира. И такая вот гастрономическая география Латвии явно пришлась по душе.