РИГА, 7 сен — Sputnik. В первом полугодии объемы морской перевалки нефти падали в российских портах на Балтике, а уголь и удобрения тянули общий грузооборот в плюс. Летом тренд изменился на противоположный, пишет dp.ru.
После роста объемов перевалки угля и кокса в первой половине года показатели по данному виду груза стали снижаться. Только "Ростерминалуголь" (Усть–Луга) потерял около двух миллионов тонн — по состоянию на 1 сентября терминал обработал 14 миллионов тонн против 16 миллионов тонна за первые восемь месяцев 2017 года.
Причиной могут быть начатые в июле работы по замене оборудования. Ожидается, что ввод в эксплуатацию нового вагоноопрокидывателя в конце 2018 года увеличит эффективность работы порта, однако во время ремонта объемы перевалки будут меньше прошлогодних в среднем на 12%.
Пока грузы с "Ростерминалугля" ищут для себя другие гавани. По данным ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря", в июле на 56 тысяч тонн выросла перевалка угля в Высоцке, а 35,1 тысяч тонн было обработано в Петербурге, хотя в прошлом году уголь здесь вообще не перегружали. На фоне спада в Усть–Луге ощутимо выросла перевалка угля в Риге — на 900 тысяч тонн в период с января по август включительно.
Транзит угля из России является одним из основных направлений деятельности крупнейшего в Латвии Рижского порта – около 40% всего грузооборота составляет именно уголь. Председатель правления порта Андрис Америкс уверен, что в ближайшие пять лет эта ситуация не изменится.
"Если не последует какого-то неожиданного политического решения, то на ближайшие 5 лет мы сохраним 8-9 миллионов тонн угля в год. Кузбасский уголь, который мы грузим, в зимнее время сложно куда-то еще перенаправить, российские порты замерзают. В самые лучшие годы мы грузили 14 миллионов тонн в год. В прошлом году перегрузили 11 миллионов. До 8 миллионов объем может снизиться, но все равно уголь остается нашим стратегическим продуктом. Хотя в Усть-Луге сегодня строят большие терминалы, чтобы стать самым большим угольным портом в Балтии", — сказал Америкс.
Однако, как будет выглядеть структура грузооборота Рижского порта через 5 лет, он прогнозировать не берется – в России активно наращивают собственную инфраструктуру по перевалке угля.
Ранее АО "Морской торговый порт Усть-Луга" (МТП Усть-Луга), оператор двух терминалов в порту Усть-Луга — многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2" (МПК "Юг-2") и автомобильно-железнодорожного паромного комплекса (АЖПК), сообщил, что меняет структуру грузов: было решено сосредоточиться на перевалке навалочных и генеральных грузов, постепенно выводя из своей номенклатуры грузы ро-ро. В компании пояснили, что объем экспорта угля растет, а портовых мощностей не хватает, угольные терминалы работают на пределе своих возможностей.
Кроме того, Россия начала строить на западном берегу Кольского залива комплекс перегрузки угля "Лавна". Проект включает в себя строительство в устье реки Лавна железнодорожной ветки, соединяющей поселок Выходной с Лавной, самого угольного терминала на берегу залива, а также причалов для загрузки морских балкеров дедвейтом до 150 тысяч тонн.
Развитие портовой инфраструктуры в Мурманске, по оценкам экспертов, позволит увеличить объемы экспорта угля, перевести грузопотоки из портов Прибалтики и повысить транзит угля из Казахстана, возможности которого ограничены дефицитом специализированных мощностей.