РИГА, 6 сен — Sputnik, Владислав Федотов. Сегодня в хорватском Порече начинается конгресс Международного союза биатлонистов (IBU), который определит вектор развития мирового биатлона на ближайшие годы. Но самое важное — на конгрессе будет избран новый глава союза. Одна из двух претендентов — латвийский юрист Байба Брока. Sputnik Латвия покопался в ее спортивной и околоспортивной биографии
После 25-летнего бессменного правления норвежца Андерса Бессеберга, который вместе с генсекретарем IBU Николем Решем оказался в центре коррупционного скандала, пришло время выборов нового президента Международного союза биатлонистов. Кандидатов двое – глава Шведской федерации биатлона Улле Далин и бывший министр юстиции Латвии Байба Брока.
Кто такая Брока?
По образованию Байба Брока – юрист. В 25 лет получила степень магистра социальных знаний, закончив юридический факультет Латвийского университета. Начала работать юристом. В середине 2000-х в ее биографии появляется первое темное пятно: ссуда в размере 100 тысяч долларов от бывшего почетного консула Латвии в Марокко Тофика Кавара. Впоследствии, когда Брока ушла в политику, стала одним из лидером Национального объединения (TB/LNNK) и получила в 38 лет портфель главы Министерства юстиции, ей было отказано в доступе в гостайне высшей категории. Без объяснения причин. Злые языки говорили, что дело в том кредите.
На посту министра Брока проработала всего восемь месяцев и вынуждена была покинуть должность. Участвовала в выборах в Европарламент (не прошла), дважды (последний раз в прошлом году) выдвигалась на пост мэра Риги, но оба раза проигрывала Нилу Ушакову. Сейчас работает в Латвийском университете, где возглавляет бюро ректора.
В 2014 году, когда Брока еще возглавляла Минюст, она стала новым президентом Латвийской федерации биатлона. В молодости Байба увлекалась лыжными гонками и биатлоном. Вообще, она приверженец спортивного образа жизни и по-прежнему нередко участвует в забегах на длинные дистанции.
У Броки – двое детей. Старшему Акселю уже 21 год, младшему Эрджану – 12. Со своим партнером итальянцем Массимо Гарбини в официальных отношениях она не состоит.
Новая ступень
В этом году Латвийская федерация биатлона переизбрала Броку на новый четырехлетний срок, а в июне выдвинула кандидатом на пост главы мирового биатлона, чем немало удивила единственного на тот момент претендента в президенты IBU шведа Улле Далина.
Сложно сказать, в какой момент Далин почувствовал опасность. Брока, по ее рассказам, в течение июля рассылала свою программу по национальным федерациям, и швед понял, что его соперница понемногу набирает вес среди членов организации.
Броку это заявление шокировало. Она заявила, что не знакома ни с кем из нового руководства Союза биатлонистов России (СБР). При этом она не скрывает, что позвонила новому президенту СБР Владимиру Драчеву и попросила объяснений. Так состоялось первое очное знакомство руководителей латвийской и российской федераций.
Брока о Далине
На конгрессе в Порече Брока собирается получить объяснения от Далина: она считает, что ее оппонент повел нечестную борьбу и перешел границы дозволенного.
Она считает, что Далин несет ответственность за проблемы IBU: "Мой соперник является действующим членом правления IBU. Он активно работал все эти четыре года, но, по моему, не справился со своими основными обязанностями – устранить прежнюю и внедрить новую систему, в которой нарушения были бы невозможны. Я говорила об этом открыто и столь же открыто это критиковала. Возможно, этим и объясняется такое отношение ко мне. Не критикуются мои предложения и моя программа, а происходит переход на личности, по-своему интерпретируются и выдумываются "факты". На мой взгляд, это низко".
Акцент Броки
В своей предвыборной программе Байба Брока делает акцент на пяти вещах: новый менеджмент и открытость всей финансовой информации; создание новых региональных центров по обучению тренеров; борьба с допингом с помощью независимых аутсорсеров; пересмотр календаря в пользу увеличения числа летних соревнований; привлечение спортсменов к работе в IBU и включение их в различные комиссии.
Со спортсменами вообще интересная история. Брока не устает повторять: "самое главное – это люди, благодаря которым, в первую очередь, и существует IBU, – это наши спортсмены".
"У сборной Латвии сейчас даже нет тренера. Каждый спортсмен готовится индивидуально, а первый совместный сбор пройдет в октябре в Норвегии. В прошлом году я тоже начал подготовку к сезону только в октябре, но теперь ясно: я не приму участие в Кубке мира", — заявил в интервью Sportacentrs.com спортсмен, который теперь собирается выступать в соревнованиях по маунтинбайку. И тоже за свой счет. В Латвии ситуация с деньгами в спорте критическая.
Шансы кандидатов на выборах
Оба кандидата вслух высказываются за сотрудничество с СБР. Вот что говорит Далин: "Россия – одна из ключевых стран для мирового биатлона. Мы хотим снова видеть ее как полноправного участника мировой биатлонной семьи".
Брока тоже в интервью российским СМИ выглядит очень привлекательно и заявляет, что никакого личного предубеждения по отношению к России у нее нет. Но на родине она является одним из лидеров Национального блока. А по мнению известного шведского биатлонного специалиста Вольфганга Пихлера, кстати, работавшего одно время и со сборной России, как правило "ультраправые организации занимаются дешевым популизмом, основанным на лозунгах вроде "Латвия для латышей".
На это Байба Брока парирует, что "не намерена смешивать политику и спорт".
"Также хочу сказать, что президент IBU должен обеспечивать дипломатический подход к представителям разных государств, культур, традиций и интересов. Необходимо выслушать и услышать всех, а затем найти компромисс", — заявила она.
Похоже, ни Далин, ни Брока в случае избрания на пост президента IBU не станут открыто занимать сторону СБР. Для России оба нынешних кандидата не самый лучший вариант. Это как "Трамп или Клинтон", "демократы или республиканцы" — разницы особой нет.