РИГА, 1 сен — Sputnik. Те, кто внимательно следит за рейтингами партий из различных источников, могут убедиться, что опросы, проведенные с различной методикой, могут дать самые разные результаты, отмечает директор исследовательского центра SKDS Арнис Кактиньш в Twitter.
В итоге казалось бы схожими опросами можно обосновать весьма различные политические позиции.
Например, SKDS включает многие вопросы, связанные с политическими предпочтениями, в свои интернет-опросы.
"Результаты, которые мы получали таким образом, отличаются от ответов в личных интервью. Опыт показывает, что и телефонные интервью дают немного другой результат", — рассказал Кактиньш.
Социолог признает, что у каждого метода опроса есть свои специфические ошибки измерения. К примеру, в личном интервью одни респонденты могут стесняться говорить, какую партию поддерживают — "мало ли, что обо мне могут подумать", а другие прямо говорят о своих симпатиях.
А вот при участии в интернет-опросах люди ощущают атмосферу анонимности, поэтому, возможно, такие люди более открыты. Но и у интернет-опросов, конечно, свои проблемы.
Для большей наглядности Кактиньш предлагает сравнить результаты личного и интернет-опроса, проведенного SKDS в августе.
"Как мы видим, многие позиции действительно отличаются", — пишет он.
Действительно, среди тех, кого опрашивали вживую, значительно больше уверенных сторонников партий "Согласие" и СЗК. В интернет-опросе их показатели падают в случае "Согласия" с 21,5% до 14,3%, а в случае СЗК и вовсе более чем вдвое — с 11,5% до 5,3%.
Рейтинг KPL LV у интернет-аудитории выше — за него готовы проголосовать более 10% опрошенных в сети, в то время как вживую о симпатиях к Кайминьшу готовы рассказать только 7,5% респондентов.
В интернет-опросах более чем вдвое выше и показатели Русского союза Латвии — за мониторами их готовы поддержать уже 3% латвийцев.
Единственный рейтинг, который не изменился в зависимости от типа опроса — это поддержка Нацблока (6,1%).
Среди интернет-респондентов значительно больше не определившихся с выбором партии — при личном опросе их чуть меньше четверти, а в интернете — почти треть.
Типичный прием социологов — распределить голоса неопределившихся пропорционально голосам тех, кто выбрал, за кого будет голосовать. Кактиньш напоминает, что в этом случае надо держать в уме, что в реальности голоса так не распределяются.
Но если все же прибегнуть к этому методу, видно, что в этом случае пятипроцентный барьер преодолевает уже большее число партий,
В частности, результаты интернет-опроса, если голоса неопределившихся распределить пропорционально другим ответам, дают Русскому союзу Латвии результат 5,2%, то есть, выше барьера, необходимого, чтобы попасть в Сейм.
При анализе столь различных данных Кактиньш предлагает держать в уме те теоретические предпосылки, которые позволяют опросить немногих, но распространить выводы на все население, а именно, принцип репрезентативности.
Социолог отмечает, что теоретически, конечно, все жители могли бы поучаствовать в опросе из дома по интернету, но, как правило, в таких опросах чаще участвуют активные интернет-пользователи, которым это нравится.
Кактиньш признает, что нет оснований считать, что эта группа репрезентативна, то есть, представляет все общество. Но из вышесказанного не стоит делать вывод, что интернет-опросы бессмысленны.
"Если их не проводить по-дилетантски, там можно найти ценные сведения", — подчеркивает исследователь.
Кактиньш демонстрирует, как еще можно "поиграть" с данными. Вот какая картина вырисовывается, если скомбинировать результаты личных и интернет-опросов в пропорции 50 на 50.
Тогда выше пяти процентов у четырех партий — "Согласия", СЗК, KPV LV и Нацобъединения. У Русского союза Латвии — 2%.
Если в этом случае перераспределить голоса неопределившихся, пятипроцентный барьер также преодолевают "Единство", "Движение За!" и Новая консервативная партия. У РСЛ 3,3%.
"Легко понять, что, если взять прямые интервью и интернет-опросы в других пропорциях, суммарные результаты будут другими. Поэтому важно осознавать, что это такая интеллектуальная игра, а не великая правда с теоретическим обоснованием", — подчеркивает социолог.
Кактиньш полагает, что это не так уж и плохо, что данных так много и они такие разные.
"Так каждый может найти что-то, что ему нравится больше всего, и (возможно) обрести душевный покой. А душевный покой в эти беспокойные времена — это, несомненно, ценность!" — с улыбкой заключает социолог.
Как уже писал Sputnik Латвия, только каждый пятый житель Латвии верит партийным рейтингам, хотя они и формируются на основе ответов тех же латвийцев.
Будет ли РСЛ в Сейме, или Насколько можно доверять партийным рейтингам>>