РИГА, 22 авг — Sputnik. Скандал из-за отмывания денег в Латвии все больше напоминает бои в грязи, и одной из его жертв стала министр финансов страны Дана Рейзниеце-Озола, пишет Politico.
Латвия давно была известна как место, где отмываются деньги постсоветских стран, однако в этом году ее репутации был нанесен новый удар: в феврале власти США обвинили третий по размеру банк страны ABLV в отмывании денег корейской ядерной программы, а в июне главу центробанка обвинили в получении взяток.
В свою очередь, это вызывало ответную реакцию, и пророссийская левоцентристская партия "Согласие" вместе с крупнейшим деловым изданием страны Dienas Bizness, в преддверии парламентских выборов в октябре этого года, повели атаку на правительство. Под прицелом оказалась министр финансов Дана Рейзниеце-Озола.
"Донна Дана"
Рейзниеце-Озола обвиняет неких российских бизнесменов и их латвийских сподвижников (не называя их имен) в организации клеветнической кампании с целью повлиять на выборы и помешать ей в усилиях по очищению банковской индустрии.
Она показывает номер Dienas Bizness за 11 июня. Большую часть первой страницы занимает карикатура на нее, с подписью "Донна Дана, уходите! Игра окончена!" Министр изображена рядом с шахматной доской — намек на то, что она является гроссмейстером по шахматам.
В авторской статье на второй колонке министра финансов обвиняют в некомпетентности и называют "марионеткой США". За несколько дней до того в другой статье ее обвиняли в "мафиозном" поведении.
Автор обеих статей Сандрис Точс подверг сомнению кандидатуры на должности в финансовом секторе, предложенные правительством, и обвинил министра в том, что она подталкивала банковского регулятора к назначению администратора неплатежеспособности в банк ABLV, что, как написал Точс, могло обойтись банку в 400 млн евро.
Он не объяснил, как из этого следует коррумпированность Рейзниеце-Озолы, или почему сравнение с доном мафии кажется ему уместным. Точс отказался от комментариев, однако главный редактор Dienas Bizness Лива Мелбардзе заявила, что издание имеет право критиковать министра.
"Министерство финансов в последнее время приняло несколько сомнительных решений, которые оказали большое влияние на экономику и деловую среду Латвии. Dienas Bizness обязана подвергать сомнению, оценивать, анализировать и рассказывать об этих решениях, их исполнении и последствиях", — добавила она.
Мелбардзе отметила, что, в частности, ликвидация ABLV и решение о резком снижении количества вкладов нерезидентов обойдутся Латвии в миллиарды недополученного дохода. На вопрос о том, являются ли нападки газеты частью большой организованной кампании, она не ответила.
В августе портал Re:Baltica опубликовал статью, в которой намекнул, что Dienas Bizness использует некий олигарх со связанными с Россией бизнес интересами, чтобы добавить голосов "Согласию" и популистской партии KPV LV. Эту статью Мелбардзе также отказалась комментировать.
Большая прачечная
Ожесточенное сопротивление планам правительства напоминает о том, насколько бизнес-сообщество Латвии выиграло от ситуации в банковском секторе.
Отмывание денег было выгодным бизнесом в Латвии, географическое положение которой сделало ее идеальным проводником денег из постсоветского пространства на запад. В 2014 году Латвия вступила в еврозону, что сделало ее еще привлекательнее. Сектор услуг для нерезидентов превратился в многомиллиардный бизнес, что также позволило отмывать деньги шелл-компаний, зарегистрированных за пределами страны.
После этого банковский регулятор ввел более строгие меры по борьбе с отмыванием денег и выписал крупные штрафы банкам, которые нарушали эти правила. В апреле этого года Сейм принял решение о запрете сотрудничества с компаниями-пустышками для латвийских банков. Поправки к закону были приняты 57 голосами "за" при 17 "против". Возражало против поправок "Согласие".
В ответ на вопрос, поддерживает ли "Согласие" атаку Dienas Bizness на Рейзниеце-Озолу, представитель партии заявил, что политическая партия не должна комментировать то, поддерживает она или нет позицию новостного СМИ.
Рейзниеце-Озола не стала называть тех, кого подозревает в организации кампании, так как "надо быть уверенным", чтобы выдвигать публичные обвинения. В любом случае, она настаивает, что нападки в прессе ее не остановят.
"Это мотивирует меня продолжать, потому что я вижу, насколько велико давление и как сильны затронутые интересы, — говорит она. — Если мы не воспользуемся случаем и не ограничим эти операции, мы упустим свой последний шанс".