В мировом рейтинге военной мощи Литва занимает 95 место. Из трех балтийских стран она самая милитаризованная. В рядах вооруженных сил Литовской Республики около 16 тысяч человек. Это значительно больше, чем в Латвии (105 место в мире, 9 тысяч военнослужащих) и Эстонии (108 место в мире, 5 тысяч военнослужащих) вместе взятых. Однако военная мощь Литвы несопоставима с возможностями Германии (10 место в мире, более 178 тысяч военнослужащих). Военные бюджеты также отличаются на порядок (430 млн долларов в Литве и свыше 45 млрд долларов в Германии).
Столь неравнозначное партнерство Вильнюса и Берлина объективно ограничивает тематику переговоров Кароблиса и Ламерса (не говоря уже о субординации). Напрашиваются для обсуждения темы присутствия иностранных войск НАТО на территории республики, увеличения литовского военного присутствия в Афганистане, участия литовских военных инструкторов в переобучении ВСУ по стандартам альянса. Если исключить дежурные политесы и благодарность литовской стороны за спасительную миссию иностранных войск, пожалуй, больше говорить не о чем.
Цели и средства
Иностранный батальон НАТО в составе более 1000 военнослужащих прибыл в Литву в начале 2017 года, по решению Варшавского саммита альянса, якобы для сдерживания России. Полная боевая готовность четырех аналогичных (многонациональных) войсковых частей в Польше, Литве, Латвии и Эстонии в рамках программы "Расширенного передового присутствия" (Еenhanced Forward Presence) декларирована в конце августа. Однако все упомянутые батальоны сегодня расклад сил на Европейском ТВД не меняют. Подержанная боевая техника старших партнеров или норвежские системы ПВО средней дальности (NASAMS) на литовском направлении погоды не делают. В разработке стратегий альянса Вильнюс не участвует. Страны Балтии подчинены чужой воле.
Пример внешнего управления – несбывшиеся планы Литвы вывести свои войсковые подразделения из Афганистана в 2012 году. Прошло немало времени, обсуждается лишь увеличение литовского контингента. Ведь кому-то надо защищать американское посольство в Кабуле.
Между тем, литовские военные инструкторы с 2015 года участвуют в подготовке специалистов ВСУ. На Яворовском полигоне военнослужащие Литвы вместе с коллегами из США, Канады, Польши и Великобритании обучают украинцев обращению с оружием, тактике НАТО, планированию операций. Успехов ВСУ пока не наблюдается. Возможно, и на этом направлении боевая работа рассчитана на десятилетия.
Жертвенные пешки
По пути милитаризации Литва неуклонно движется в демографический и экономический тупик. Республика превратилась в войсковой полигон. Если в 1991 году здесь проживало более 3,5 млн человек, то сегодня осталось около 2,8 млн. Потери населения (20 %) настолько заметны, что сегодня литовцы всерьез беспокоятся о государственной безопасности. Зато в последние годы значительно увеличена численность сил реагирования НАТО в странах Балтии. Свято место пусто не бывает.
Американская Инициатива по обеспечению европейской безопасности (European Reassurance Initiative) имеет многомиллиардный бюджет, и Пентагон рвется формировать, оснащать и разворачивать в Восточной Европе новые бригады, которые смогут постоянно "находиться возле линии фронта НАТО, меняя свои позиции и перемещаясь из страны в страну, включая Польшу и прибалтийские государства".
Разумеется, никто не желает ядерного Армагеддона, просто американцы видят свой шанс в столкновении крупного геополитического противника с мелкими, но многочисленными европейскими вассалами. И Вильнюс вполне убедительно играет свою (самоубийственную) роль.
В Европе ни для кого не секрет, что Североатлантический альянс давно утратил оборонный смысл. Поэтому более 20 европейских союзников и примкнувшая к ним Канада используют реальные или мнимые возможности НАТО за символическую цену. Вашингтон платит в 2,6 раза больше всех вместе взятых. Та же Германия намерена нарастить военный бюджет до 2 процентов ВВП к 2024 году. На этом фоне оборонный катарсис Вильнюса выглядит парадоксально – в 2018 году правительство потратит на пушки и порох 770 миллионов евро, 2% ВВП и гораздо больше Латвии (576 млн. евро) и Эстонии (418 млн. евро).
И все-таки реализация межгосударственного проекта "Северный поток – 2" знаменует устремленность Европы в мирное будущее.