РИГА, 17 июл — Sputnik. Может сложиться такая ситуация, что в конце этого года внутренний валовой продукт (ВВП) Латвии превысит прогнозируемый, и выделенное на оборону финансирование уже не будет составлять 2% ВВП, заявил в передаче LNT 900 sekundes министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс.
Расчет того, какую часть ВВП составляет финансирование на оборону, производится в конце года по фактическому, а не запланированному выполнению бюджета, пояснил глава МИД.
Когда экономика растет быстрее прогнозов, есть риск, что в конце года финансирование на оборону составит не 2% ВВП, а, например, 1,9%, поэтому придется искать дополнительные средства, предупреждает министр.
"Будет, может быть, какие 1,9%. Тем самым нам придется искать дополнительные средства уже в этом году, если мы хотим выполнять свои обязательства перед НАТО", — подвел итоги министр.
Сегодня утром в очередной раз премьер-министр Марис Кучинскис напомнил, что Латвия не собирается увеличивать оборонный бюджет. На прошлой неделе на саммите НАТО в Брюсселе президент США Дональд Трамп говорил о необходимости увеличить расходы стран НАТО на оборону.
На данный момент только восемь стран НАТО, включая Великобританию и США, тратят более 2% ВВП на оборону, оборонный бюджет большинства стран составляет от 1% до 2% ВВП. Решение о том, что Латвия, Эстония и Литва увеличат оборонные бюджеты до 2% ВВП, было принято еще в конце 2016 года в ходе рабочей встречи министров обороны стран Балтии. А после того, как американский министр обороны Джеймс Мэттис отчитал европейские страны за недостаточное финансирование НАТО, Ринкевичс пообещал, что оборонный бюджет Латвии будет увеличен уже в 2018 году.
В России критически воспринимают увеличение бюджета НАТО. Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко ранее заявлял, что если все страны НАТО выполнят критерий об отчислениях в бюджет организации 2% ВВП, то совокупные расходы Европы достигнут примерно 400 миллиардов, и эти запредельные деньги могут пойти на борьбу с так называемым большим противником, а не с терроризмом. Грушко подчеркивал, что вся активность Североатлантического альянса на восточном фланге направлена на создание плацдарма для проекции силы в направлении России.