РИГА, 16 авг — Sputnik. Новый закон о защите данных помешал женщине получить информацию о состоянии ее сожителя, которому была проведена операция на сердце, сообщает Grani.lv.
Во время операции у пациента врачи трижды констатировали остановку сердца, после чего мужчина впал в кому, но женщина ничего не смогла.
По словам адвоката Алдиса Лиепиньша, аналогичный закон уже действовал в Латвии до вступления GDPR, и пациенты должны понимать, что врачам грозит наказание за его несоблюдение.
Все хотят избежать формальностей
Лиепиньш, специализирующийся на медицинских вопросах, пояснил, что у врачей есть правовые рамки в которых они должны действовать и брать на себя ответственность, переступая через эти рамки, они не хотят. Это такой же выбор, считает Лиепиньш, как не регистрировать отношения — люди не хотят оформлять формальности и врачи тоже.
Получить информацию о состоянии больного невозможно, если вы не являетесь близким родственником пациента или не состоите с ним в официальных брачных отношениях. Под запрет получать сведения о пациенте попадают даже родные бабушки и дедушки.
Но если доверенности нет, а близкий человек в коме, то придется действовать через суд, что значительно осложняет дело, поскольку оформление опеки не происходит за три дня.
"В законе сказано, что такие требования нужно рассматривать немедленно, но суды тратят на это две-три недели. А у нас совсем недавно был случай, когда рассмотрение такого обращения перенесли на декабрь. Родственники говорят, бабушка до декабря может и не дожить, но ничего не сделаешь", — пояснил адвокат.
Закон о сожительстве
В марте этого года Сейм отклонил законопроект о совместном проживании автором которого является депутат Рижской думы Юрис Пуце. Его петиция о принятии в Латвии закона о сожительстве, аналогичного существующему в Эстонии, набрала на портале Manabalss.lv более 10 тысяч подписей, но вызвала сомнения в комиссии по этике.
Согласно статистике Eurostat, в Латвии количество детей, рожденных вне брака, чуть ниже среднеевропейского — 40,9%. Статистика по годам показывает, что латвийцы перестали вступать в брак перед рождением ребенка в последней декаде ХХ века: в 1990 году рожденных вне брака детей было 16,9%, а в 2000 году — 40,4%.