РИГА, 13 авг — Sputnik. Затяжные дожди прошлой осенью и засушливое лето 2018 года негативно сказались на урожае латвийских фермеров – по некоторым культурам падение объемов достигает 50%. Повлияла жара и на урожай соседей – Скандинавии, Франции, Германии, юга России. В результате снижается и транзит через латвийские порты, в Лиепае надеются, что ситуацию поправит хороший урожай подсолнечника и свеклы в РФ, сообщает передача "Домская площадь" Латвийского радио 4.
По словам члена правления Liepaja Bulk Terminal Юрия Матвеева, уборка урожая зерновых в Латвии уже идет полным ходом, качество его хорошее, но зерна мало.
"По регионам Латвии это немного колеблется, но, скажем, Курземе и Северное Курземе пострадали больше всего. Я думаю, что здесь, наверное, минус 50%, если все вместе посмотреть. Это очень большая цифра", — сказал Матвеев.
По словам фермера Эрика Путры, крестьянам удается выйти "по нулям" при урожае три тонны с гектара, а в этом году с некоторых полей удалось убрать не более двух тонн.
Аналогичные проблемы и в других странах Европы.
"В Германии вообще самый низкий урожай за последние 24 года. Во Франции тоже значительно меньше из-за засухи. Скандинавия тоже, как Латвия, стонет, собирает урожай значительно меньше. (…) Украина фактически думает о введении каких-то там заградительных пошлин, чтобы не вывезли очень много на экспорт продовольственного зерна. Юг России тоже пострадал", — сказал Матвеев.
Низкий урожай толкает вверх цены на зерно. Однако латвийские фермеры не смогут на этом почти ничего заработать, поскольку заключали договоры на продажу зерна будущего урожая еще в декабре-январе по цене 176-182 евро за тонну. Сейчас стоимость зерна выше 200 долларов за тонну, но крестьянам сначала надо выполнить договоры.
"Теперь эти договоры надо выполнять. Заключили их на 50% от запланированного урожая. Но урожай-то – только 50% от запланированного. Так что хорошо, если договоры сможем выполнить. По более низкой цене. От этой высокой цены ничего не получим", — пояснил Матвеев.
Надежда на РФ
Из-за низкого урожая снижается и объем перевалки в латвийских портах.
"С транзитом вообще никаких прогнозов нельзя делать, потому что эта тема непредсказуема. Здесь мы фактически работаем от месяца к месяцу, мы не понимаем и не знаем, что может быть через 3-4 месяца, то есть какие факторы будут влиять на транзит в целом. Эта тема, скажем, она не новая, мы так живем уже несколько лет, поэтому мы постоянно под прессом того, что все-таки грузопотоки на Латвию где-то глобально должны уменьшаться", — говорит Матвеев.
Период с 1 августа 2017 года до 1 августа этого года был для Liepaja Bulk Terminal весьма успешным — перегружено 2 миллиона 700 тысяч тонн зерна и продуктов переработки сельского хозяйства.
Однако, каким окажется этот год, Матвеев прогнозировать не берется.
"Мы понимаем ситуацию, чтобы сохранить какие-то объемы, смотрим тоже на продукты переработки, которые не зависят от уборки урожая, это уже больше зависит от заводов. То есть урожай подсолнечника в России должен быть хороший, может быть, даже очень хороший, этот сегмент будет "поддерживать наши штаны", скажем так. Урожай сахарной свеклы тоже будет не хуже, чем в прошлом году. Эти культуры поздние, их будут убирать только в сентябре, на них надежда есть. Будем стараться выживать", — заключил Матвеев.
Транзитный сектор Латвии лишился значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. По данным организации "Балтийская ассоциация — транспорт и логистика", за четыре года железнодорожные перевозки сократились на 23%, оборот портов Латвии — на 16%, а народное хозяйство потеряло по крайней мере 132 миллиона евро.
По мнению экспертов, ситуация в латвийском секторе транзита может ухудшиться еще больше — после того, как в России будут достроены специализированные терминалы.
Так, в морском порту Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области в ближайшее время появятся три новых терминала — по переработке зерна, пищевых продуктов, а также генеральных и сыпучих грузов.Принимающая способность новых портовых объектов превысит 1100 вагонов в сутки, или 20-25 миллионов тонн грузов в год
Также на берегу Кольского залива начато строительство комплекса перегрузки угля "Лавна". Развитие портовой инфраструктуры в Мурманске, по оценкам экспертов, позволит увеличить объемы экспорта угля, перевести грузопотоки из портов Прибалтики (уголь составил основу перевалки грузов в крупнейшем в Латвии Рижском свободном порту, а также в Вентспилсском порту в 2017 году) на российские порты и освоить новые рынки сбыта. Кроме того, это позволит повысить транзит угля из Казахстана, возможности которого ограничены дефицитом специализированных мощностей.