РИГА, 15 июн — Sputnik. Россия снизила объем экспорта нефти в Европу при одновременном увеличении поставок в Китай и на российские нефтеперерабатывающие заводы, сообщает neftegaz.ru.
Поставки сырья по нефтепроводу "Дружба" за первые пять месяцев текущего года уменьшились на 1% — до 19,8 миллиона тонн, сообщил вице-президент "Транснефти" Сергей Андронов. Экспорт через порты также упал: через Приморск – на 24% до 16,1 миллиона тонн, через Новороссийск – на 17% до 7,7 миллиона тонн и Усть-Лугу – на 26% до 7,5 миллиона тонн.
По словам Андронова, падение экспорта связано с исполнением соглашения со странами ОПЕК о сокращении добычи нефти, перенаправлением экспорта на восток и ростом переработки внутри России.
Андронов сообщил, что растет объем экспорта российской нефти в Китай — поставки по нефтепроводу Сковородино — Мохэ и через Казахстан увеличились в 1,5 раза.
По оценкам представителя "Транснефти", по итогам 2018 года экспорт российской нефти в Европу может упасть до 119,8 миллиона тонн, а поставки в Китай — вырасти на 45%.
При этом Россия поставляет в страны Азиатско-Тихоокеанского региона нефть премиальных сортов, которая по качеству выше Urals и идет на европейский рынок, а значит, и выше по цене.
Ранее эксперты прогнозировали, что российскую нефть на европейских НПЗ может заменить ближневосточная и американская.
"Это похоже на нефтяную "перестановку". Азия будет покупать меньше нефти с Ближнего Востока из-за увеличения поставок из России, и эти объемы будут "вытолкнуты" в Европу", — рассказал вице-президент по нефтяным рынкам консалтинговой компании Wood Mackenzie Алан Гелдер.
При этом на рынке перевозок нефти танкерами уже заметно снижение объемов поставляемой из России таким способом нефти. В долгосрочной перспективе это может негативно отразиться на секторе морских перевозок, считает аналитик Evercore ISI Джон Чеппел.
"Сектор танкерных перевозок страдает во всех регионах. Если Россия будет направлять все больше и больше нефти по трубопроводам вместо портов, этот сектор может начать испытывать большие сложности из-за фундаментального изменения спроса", — заявил эксперт.
В настоящее время отрасль уже испытывает затруднения из-за сокращения поставок нефти странами ОПЕК при избыточном танкерном флоте. В результате они вынуждены снижать цену на перевозку. Так, фрахтовые расходы на перевозку российской нефти из ее ключевого порта на Черном море Новороссийск до портов в Средиземном море составили 1 доллар за баррель, что является одной из самых низких цен с 2009 года.