Мы не советский колхоз: латвийский производитель "разлюбил" шпроты

Рыбоперерабатывающее предприятие Karavela закрепляется в Скандинавии и исследует рынок для новых инвестиций
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 24 мая — Sputnik. Рыбоперерабатывающее предприятие Karavela, которому вновь разрешили поставки в Россию, считает, что в одну реку невозможно войти дважды, вместо шпрот компания планирует выпускать консервы из тунца, скумбрии и лосося. Karavela не хочет быть "советским колхозом" и делает ставку на продажу своей продукции под брендами европейских торговых сетей и новыми товарными знаками, пишет Dienas Bizness.

На общем фоне экономической рецессии и закрытия рынков России и других стран СНГ SIA Karavela считает себя примером успеха. Несколько лет назад владельцы компании рискнули, инвестировав несколько миллионов евро в создание предприятия на базе бывшего флагмана рыбной промышленности Kaija, оказавшегося банкротом.

Свой путь

Karavela приступила к производству в помещениях неплатежеспособного предприятия Kaija еще в ноябре 2004 года (окончательно Kaija закрылась в 2013 году, компании Karavela перешел товарный знак Kaija — ред.), и тогда в месяц производилось от миллиона до 1,2 миллиона банок консервов. В этом году компания планирует производить в шесть раз больше и закрепиться на западных рынках. Теперь Karavela специализируется в сегменте премиум и ручной работы. Компания вышла и на рынок США.

Заводу, которому разрешили поставки шпрот в РФ, не хватает работников

В свое время предприятие работало на рынке с 300 миллионами потребителей, однако с введением продовольственного эмбарго РФ пришлось искать другие рынки, но быстро переориентировать 70% экспорта не получилось – на Западе не потребляют так много консервов, как в России. К тому же производство в Латвии становится все более дорогим – влияние оказывает введение компонента обязательной закупки электроэнергии (КОЗ), нехватка рабочей силы, рост расходов на администрирование.

"Чтобы остаться на плаву, нам пришлось изучить, как устроен бизнес в других странах. Мы инвестировали в разработку дизайна, модернизацию производства. Начали выпускать консервы из лосося, что оказалось удачным шагом. Активно участвовали в выставках, искали агентов, и нас заметили", — рассказал совладелец предприятия Янис Энделе.

Свою роль сыграло и благоприятное для Karavela стечение обстоятельств на рынке производства рыбопродукции: ушел один из крупных игроков, было доступно финансирование из еврофондов. Компания сконцентрировалась на освоении международных рынков.

Сетевые торговые марки

По словам Энделе, быстро пришло понимание о перспективности работы по системе private label, когда продукция выпускается под торговой маркой, которая принадлежит розничной сети супермаркетов. Товары собственных торговых марок магазинов дешевле аналогов до 30% — себестоимость продукции снижается за счет низких затрат на рекламу и маркетинг за счет достаточности продвижения товара на месте продаж. В большинстве случаев для производства товаров под марками сетей используются мощности независимых заводов – и Karavela предприняла усилия, чтобы стать таким партнером зарубежных гипермаркетов.

Латвийская Karavela накормит американцев шпротами

В Скандинавии объем рыбоконсервной продукции, выпускаемой под брендами гипермаркетов, составляет около 85%, в Германии – 60-70%, в Великобритании – примерно 60%. Противоположная картина только в Норвегии, где примерно 70% — это продукция под маркой производители, а система продаж private label только развивается. При этом в Северной Европе на сегодняшний день практически нет крупных производителей рыбных консервов, в Германии — три, в Великобритании – всего один, отметил Энделе. На этом фоне выделяется Франция – там шесть-семь крупных и множество мелких производителей рыбных деликатесов.

Латвийское предприятие крупных конкурентов не боится – все они хорошо ему известны, но опасается появления мелких игроков.

"Билл Гейтс в свое время сказал: "Крупные конкуренты меня не беспокоят, а вот ребята из гаража…" Так и мы – все большие компании знаем "в лицо", но, возможно, кто-то, например, из Болгарии или другой страны неожиданно выйдет на рынок", — сказал Энделе.

Karavela – один из немногих производителей в Балтии, реализующих свою продукцию в сетях Lidl и Aldi, договоры были заключены в прошлом году, осуществляются регулярные поставки. Основной продукт Karavela, который продается в Lidl, – это скумбрия под товарным знаком Nixi. Буквально недавно заключено дополнительное соглашение на поставку продукции на три миллиона евро, рассказал Энделе. В свою очередь, Aldi является основным "проводником" продукции Karavela в Великобритании, где торговая сеть расширяет свое присутствие. Торговые сети проводят ежегодный аудит производственных процессов, чтобы обеспечить высокое качество потребителям, добавил Энделе.

Он считает, что приход Lidl в Латвию все еще недооценен.

"Это очень качественные продукты по низкой цене. Сегодня Lidl работает в Литве, и я вижу, что из рыбных консервов он берет шпроты, и именно те, которые потребитель считает товаром высшего качества, а также взял скумбрию. Когда придет Lidl, это изменит магазины низких цен, придется комбинировать высокое качество с хорошей ценой. Тогда возникнет вопрос – найдется ли на рынке место для всех", — говорит Энделе.

Не советский колхоз

В этом году Karavela планирует достичь оборота в 40 миллионов евро, в прошлом году этот показатель составил 38,7 миллиона евро. В течение года предприятие намерено инвестировать 600 тысяч евро в строительство нового склада. Также Karavela намерена расширить линейку продукции, освоив производство консервов из тунца, этот вид рыбы покупают все больше и больше не только в Латвии, но и в других странах.

Karavela также начинает развивать торговлю своей продукции под другими товарными знаками. Пока что объемы невелики, но цены привлекательные.

"Это также означает изменение бизнес-модели. Мы создали дорогое предприятие с точки зрения бизнес-процесса, но оно успешно работает. Можем предложить клиентам очень хорошую цену с небольшими объемами", — говорит Энделе.

Однако все еще не идеально, еще много нужно сделать, чтобы предприятие стало современной компанией.

"Я хотел бы это предприятие превратить из советского колхоза в современную западную компанию", — рассказал Энделе.