Транзит

Пайдерс: латвийский транзит пикирует, и пора назвать цену союзникам

Латвийская история успеха про неудержимый рост экономики вновь столкнулась с экономической реальностью, одна из важнейших экспортных отраслей – транзит – в глубоком спаде, пишет Юрис Пайдерс
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 24 апр — Sputnik. Даже если большие державы решат закончить холодную войну 2.0 (новую холодную войну), латвийский сектор транзита много не выиграет. Логистика уже перестроена, и большая часть российских грузов уже никогда не вернется в Ригу и Вентспилс, пишет публицист Юрис Пайдерс в "Неаткариге".

Объем железнодорожных грузоперевозок в Латвии в первом квартале 2018 года снизился на 15,4% по сравнению с началом 2017 года. Был небольшой рост в перевозке грузов, что не меняет общей картины.

"Если так будет продолжаться, то от 43,8 миллиона тонн, перевезенных в 2017 году, железная дорога потеряет 15%, просев ниже цифры 40 миллионов тонн в год. Этот объем был характерен для Латвии до 2002 года", — указывает Пайдерс.

В РЖД назвали условие, при котором латвийскому транзиту протянут руку

Поскольку железнодорожные грузы составляют значительную часть оборота латвийских портов, то и они "просели" по объемам перевалки — на 15,9%. Сократилась перевалка нефтепродуктов (-30%), каменного угля, химических грузов и даже щебня. Рост наблюдался только по генеральным грузам и деревоматериалам, но этого не хватает, чтобы компенсировать отток российских грузов.

Пайдерс отмечает, что в 2016 году только железнодорожный и морской грузовой транспорт обеспечил Латвии более 700 миллионов евро прибыли. Это втрое больше, чем экспорт финансовых услуг, который в этом году переживает серьезные потрясения.

"Поэтому проблемы транзита в Латвии окажут куда большее влияние на занятость, доходы населения и экономику в целом, чем запрет на обслуживание счетов нерезидентов коммерческим банкам", — подчеркивает публицист.

При этом в случае с банками еще можно списать вину на Минфин США, после обвинений которого в адрес ABLV и началась "чистка" в банковском секторе. А в вопросе транзита винить некого.

"Просто Россия проводит долгосрочную политику перевода экспортной перевалки в собственные порты. А геополитические обострения последнего времени только ускорили этот процесс", — подчеркивает Пайдерс.

Транзит на Калининград - лакомый кусок: латвийский бизнес идет в Литву

Наливные и сыпучие грузы из стран Балтии переориентируются на российские порты Финского залива. А в случае очередного геополитического обострения Россия может и свое зерно направить через Таманский порт на Черном море вместо терминалов в Балтии, и тогда они смогут обслуживать только собственный скромный экспорт, считает Пайдерс.

"Россия с помощью тарифной политики может направить и свой, и казахстанский экспорт зерновых в порты Черного моря. Латвия повлиять на этот процесс не может. Даже если большие державы решат закончить холодную войну 2.0, условия для нашего транзита сильно не улучшатся. Логистика уже перестроена, и большая часть потерянного грузопотока никогда не вернется в Латвию", — подчеркивает публицист.

Латвийским властям в этой ситуации нужно прекратить говорить неправду о реальной ситуации в экономике.

"Латвии нужно перестать врать о реальной ситуации в экономике и местному, и международному обществу. Нужно громко сказать нам всем, особенно нашим могучим союзникам, какую экономическую цену латвийское общество платит за нынешнее глобальное обострение", — заключил Пайдерс.